Татьяна Наумова
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему «Составление рассказа по скороговорке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию (развитию речи) в старшей группе на тему «Составление рассказа по скороговорке»
Подготовила: Наумова Т. Ю.
Дата проведения: 6.10.2022
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему „Составление рассказа по скороговорке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скороговорки
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Формировать навыки связной речи. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу
Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закреплять представление о том, что не всегда названия детенышей можно образовать от названий самих животных; учить вычленять слова со звуками ш и ж из предложения, четко произносить фразы с различной громкостью; учить делить трехсложные слова на части, четко произносить каждую часть слова; учить определять последовательность звучания слогов в слове.
Материал: 6 кубиков; предметы и игрушки – яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака, цыпленок, слон (в названиях должны быть звуки [с] и [ц].
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Это кукла Настя! Давайте сядем на стулья и поприветствуем ее! Настя думает, что на земле много детей, которые плохо произносят звуки, не узнают их в словах, не знают грамоты. Давайте покажем Насте, что мы умеем.
Воспитатель: Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете? (ответ детей)
Воспитатель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение М. Щеловановой. Слушайте внимательно!
Утро
- Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро,
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь.
- Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня веселое утро,
И тучи уходят прочь.
- Сегодня не будет солнца,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день.
- Почему же не будет солнца?
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце
И прохладная синяя тень.
Воспитатель: А теперь давайте ответим на вопросы.
Вопросы:
1. О чем говорится в этом стихотворении?
2. Что сказано про первый день в стихотворении, какой он?
3. Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова близкие по смыслу.
4. А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите близкие по смыслу слова.
5. Что еще может быть хмурым?
6. Что может быть солнечным?
Воспитатель: Представляете, есть слова, которые называют, что делает человек или что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (ответы детей) А есть такие слова, которые доносят смысл не совсем точно. Я слышала, как другие говорили: «Папа, иди шепотом. Это я проснул сестричку. Я ботинки наизнанку надел». Можно так говорить? (ответ детей) А как надо сказать правильно? (ответ детей).
Воспитатель: Вы научились говорить произносить много разных звуков. Вспомните, какие это звуки. (а-у-и) А теперь произнесите звук [с] протяжно. Попробуйте громко произнести другой звук [ц].
Воспитатель: Сейчас я буду произносить звук [с] или [ц], а вы должны будете узнать, какой звук я произнесла. Если я произношу звук [с] – похлопают в ладоши девочки, а если звук [ц] – похлопают в ладоши мальчики.
Физкультминутка
«Руки в стороны,
В кулачок,
Разжимай и на бочок.
Правой – вверх,
Левой – вниз,
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук, тук!
Тук, тук, тук!
Сделаем большущий круг!»
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте отгадаем загадки.
«Четыре братца под одной крышей стоят» (стол)
Почему вы думаете, что это стол?
Какой первый звук в слове стол?
«Пять братцев годами равные, ростом разные» (пальцы)
Почему вы думаете, что это пальцы?
Воспитатель: Молодцы! А еще кукла Настя нам приготовила чистоговорки со звуками [с] и [ц]
Со-со-со- нам сменили колесо,
Цо-цо-цо- снесла курица яйцо.
Воспитатель: Вы хорошо слышите и различаете звуки [с] и [ц]. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук [с] хлопают в ладоши девочки, на звук [ц] – мальчики. (слон, собака, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, яйцо, усы, борец).
Физкультминутка.
Воспитатель: в стихотворении, которое я прочту, есть слова со звуком [с]. Послушайте!
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать умеет он.
С. Маршак
Воспитатель: Послушайте еще раз. В этом стихотворении есть столько слов со звуком [с], сколько на столе кубиков. Сейчас вы будете называть слова со звуком [с] из этого стихотворения. Кто назовет правильно получит кубик.
(Стихотворение читается еще раз. Дети называют слова слова со звуком [с] и выставляют кубики на столе воспитателя в ряд. Аналогичная работа проводится по стихотворению «Курица и цыплята» А. Капралова)
Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница.
Воспитатель: А теперь придумайте короткий рассказ на тему «Любовалась цыплятами курица: что ни цыпленок, то умница». (Заслушивает 3 рассказа, дает им оценку).
Воспитатель: послушайте и повторите скороговорку «Из соседнего колодца целый день водица льется». «Скворцы и синицы-веселые птицы».
А сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить слова, но последнее договаривать не буду. Вы доскажете его сами.
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело… (солнце)
Слышу, лиса, про твои (чудеса)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Угадай на ощупь». У меня под салфеткой предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук [с] или [ц] – слышится в слове.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Кукла Настя осталась довольна тем временем, которое провела с нами.
Итог занятия, рефлексия
Воспитатель: Ребята, вам понравилась встреча с нашим гостем? Что вам запомнилось больше всего?