Марина Кобелева
Конспект НОД по речевому развитию «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Черемхово, 2021
Цель НОД: формирование дифференциации звуков ж-ш в слогах, словах. упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками[ж] и [ш];
Задачи:
Обучающие: формировать умения дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, чистоговорках. Развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух) знакомого звука.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие : развивать артикуляционную моторику, развивать мышление, память.
Воспитывающие: воспитывать интерес к занятиям, умение внимательно слушать воспитателя.
Возрастная группа : старший возраст.
Предварительная работа: Рассматривание картинки со звуком [ж] и [ш] ,загадывание загадок, разучивание скороговорок.
Форма организации: коллективная, совместная деятельность педагога с детьми.
Методы и приемы: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры с наглядным материалом, рассказ воспитателя, показ картинок.
Оборудование: Конверт, картинки жука и змейки, задания оформленные карточками, картинки (желудь,шорты, жук, шуба, шоколад, шишка, ножницы, стриж, одежда)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня мы побываем в гостях у звуков, а каких вы догадаетесь сами. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Посмотрите какие там большие деревья, красивые цветы. Дует теплый ветерок. Посмотрите, между деревьев летит жук, покажите как он летит (дети расставляют руки в стороны и издают звук ж-ж-ж-ж, а по листикам шуршит, ползет змейка, покажите как ползет змейка (дети складывают ладошки вместе и показывают извилистые движения, и издают звук ш-ш-ш). Открывайте глазки, догадались о каких звуках пойдет речь? Правильно, о звуках «Ж» и «Ш»
Раздается стук в дверь, почтальон приносит письмо (от жука Жени и змейки Шипули)
Воспитатель: Ой, ребята, нам с вами пришло письмо, откроем, чтоб узнать от кого оно?
Дети: Да!
Воспитатель: (открывает письмо, достает фото жука и змейки) Ребята, посмотрите здесь фото, (показывает) кажется это те жук и змейка, которые встретились нам в лесу, и письмо, давайте я вам прочитаю, а вы внимательно послушайте! (Читает) «Ребята, мы жук Женя и змейка Шипуля, узнали что в группу №12 ходят веселые, умные ребята. И мы решили отправить вам интересные задание, с которыми вы непременно справитесь! Удачи вам!»
Воспитатель: Ребята, попробуем справиться с заданиями?
Дети: Да!
Воспитатель: Первое задание, нужно сделать гимнастику для язычка с нашими друзьями.
Артикуляционная гимнастика. (под счет до 5сек. 3 Раза)
C Шипулей и Женей вместе,
Не будем мы сидеть на месте
Упражнения выполняем
Язычок поразминаем.
Зубы ровно мы смыкаем.
И заборчик получаем. 1,2,3,4,5 «заборчик» можно убирать!
Бублик мы изобразили
Плавно губы округлили. 1,2,3,4,5 «бублик» можно убирать!
Язычок наш как лопатка-
Закругленный, плоский, гладкий. 1,2,3,4,5 «лопатку» можно убирать.
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем дальше! Следующее задание, узнать чем похожи и чем отличаются звуки Ж-Ш. Какие это звуки? (Гласные или согласные) Если дети затрудняются, напомнить им, что гласные поются, а согласные нет.
Воспитатель: Давайте произнесем эти звуки.
Произнесите Звук ж-ж-ж, приложите ладонь к горлышку, если горлышко дрожит, то звук звонкий, если нет, то глухой. Давайте узнаем какой это звук звонкий или глухой?
Дети: (прикладывают ладонь к горлу, слушают) Звонкий!
Воспитатель: Молодцы, правильно! А теперь также узнаем о звуке ш-ш-ш
Дети: (выполняют также упражнение, выясняют, какой это звук) Глухой!
Воспитатель: Чем похожи, и чем отличаются эти звуки?
Дети: Эти звуки похожи тем, что они согласные, твердые. Отличаются тем,что звук Ж — звонкий, а звук Ш — глухой.
Воспитатель: Отлично, с этим заданием справились! А теперь немного отдохнем!
Физминутка
На лужайке, на ромашке (руки на поясе, повороты в стороны)
Жук сидел в цветной рубашке (Приседание руки на пояс.)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу (хлопки)
Тихо по ветру качаюсь, (Движения по тексту)
Низко - низко наклоняюсь.
Воспитатель: Немного отдохнули, теперь продолжим! Следующее задание, нужно «Найди звук в картинках» воспитатель показывает картинки, дети проговаривают и показывают движениями (если звук Ж дети расставляют руки в стороны, если звук Ш — ладони складывают, и показывают извилистые движения.)
Картинки (желудь, шорты, жук,шуба,шоколад,шишка,ножницы,стриж,одежда)
Воспитатель: Молодцы! Двигаемся дальше! Следующая игра «Повтори чистоговорку»
Шо-шо-шо, шо-шо-шо, у нас на ферме хорошо.
Жо-жо-жо, жо-жо-жо, вышел козлик на лужок.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу, поет мама малышу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи, все в иголочках ежи.
Еш-еш-еш,еш-еш-еш, кашу, Вовочка, поешь.
Иж-иж-иж, иж-иж-иж, высоко летает стриж.
(Дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель: Дальше нужно внимательно прослушать слово и определить место где находится звук (начало, середина, конец)
Шайба, жадина, хорошо, корешок, шуба, морж, машина, ландыш, душ, дружба, еж.
Дети отвечают
Воспитатель: Отлично! И последнее задание «Назови предметы одежды где встречается звуки «Ж» и «Ш» (шапка, жилет, шарфик, шляпа, пижама, шорты, рубашка, джинсы)
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Вы справились с заданиями жука Жени и змейки Шипули! Какие задания вам запомнились больше всего! Чему мы сегодня с вами научились? Так как мы справились со всеми заданиями, наши друзья передали нам угощения. (воспитатель раздает конфеты).