Елена Дорохова
Конспект НОД по речевому развитию и обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнение и активизация словаря по теме «Весна».
Задачи:
• Обогащать речь детей существительными, прилагательными; совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
• Закреплять умение подбирать антонимы.
• Развивать слуховую и зрительную память.
• Активизировать словарь детей по данной теме за счет слов (март, апрель, май, проталины, капель, первоцветы и т. д.)
• Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
• Способствовать формированию интереса детей к природе.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию и обучению грамоте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
1. Наблюдение за погодой во время прогулки.
2. Чтение сказок, рассказов, стихотворений : «Ручей» Н. Сладков, «Весна» Г. Скребицкий, стихотворение «Песня о весне» Я. Колас;
3. Разгадывание загадок о весне.
4. Подвижные игры: «Солнечные зайчики», «Перелет птиц».
Оборудование и материалы:
Мультимедийная техника (компьютер) : презентация.
Карточки с зашифрованными словами для парной работы.
Ход НОД
I. Организационный момент
Воспитатель:
- Добрый день. Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга
На лице она живет,
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится
Что это? (Улыбка)
Воспитатель:
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу и подарим улыбки нашим гостям.
II. Развитие речевого аппарата
1. Дыхательная гимнастика «Свеча-1», «Свеча-2»
2. Артикуляционная разминка «Губы»
3. Работа над дикцией «Чистоговорки»
III. Актуализация знаний. Постановка целей занятия
Воспитатель:
- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Некрасова и определите, о чём мы сегодня будем говорить.
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая, -
Значит к нам пришла …
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая,-
Значит к нам пришла …
Если солнце разрумянит
Наши щёки до красна,
Нам ещё приятней станет, -
Значит к нам пришла (весна) Ответы детей
- Как вы думаете, о чем шла речь в стихотворении? Ответы детей
- Что происходит в природе? Ответы детей
- Кто из вас любит это время года? Ответы детей
- За что? Ответы детей
- Итак, мы идём в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам в гости. Весна – это прекрасное время года! Это пробуждение.
- Давайте с помощью загадок вспомним о приметах весны.
Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло.
(снег)
- Скажите пожалуйста, что происходит со снегом ранней весной (Ранней весной солнце пригревает и от тепла снег тает)
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег,
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (подснежник)
- Ребята, какие ещё вы знаете весенние цветы, как их называют в народе? (Мать и мачеха, ландыш, нарцисс, тюльпан. Эти цветы называют первоцветами)
Сосульки, как носы у цапель,
И тают, словно карамель.
Я слышу звон апрельских капель,
Поет весенняя …
(капель)
- Ребята, объясните, как вы понимаете слово капель, что оно означает (От того что снег тает, на крыше образуются сосульки, а днем солнце пригревает сосульки тают и своими каплями барабанят и звенят)
Гости приходят весной,
А уходят осенью… (перелетные птицы)
- Для чего перелетные птицы осенью улетают, а весной возвращаются (Зимой перелетным птицам трудно найти себе пропитание, а весной они возвращаются в родные края создают семьи и выводят новое потомство)
На веточках они растут
На зиму все они заснут.
Весной набухнут и листочки
Появятся на свет из …
(почек)
- Ребята, после какого времени года наступает весна? (Весна наступает после зимы)
- Ребята, а зима и весна похожи друг на друга (Нет)
- Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот»
Зимой снег белый, а весной (серый)
Зимой снег чистый, а весной (грязный)
Зимой дни холодные, а весной (теплые)
Зимой дни короткие, а весной (длинные)
Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)
Зимой небо серое, а весной (голубое)
Зимой ветер холодный, а весной (теплый)
Зимой солнце низкое, а весной (высокое)
Зимой похолодало, а весной (потеплело).
- А сколько месяцев у весны? (Три)
- Март-протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Снег начинает искрится в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи.
- Апрель – снегогон или апрель - водолей, потому что быстро, разливаясь ручьями, тает снег, наступает половодье.
- Май – травень, потому что всюду появляется трава, и тянутся к солнцу молодые листья, расцветают деревья и кустарники.
IV. Физкультминутка «Подснежники просыпаются»
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.
(Выполняют движения по тексту)
V. Продолжение работы (самостоятельная деятельность)
- А сейчас ребята я вам предлагаю поиграть в игру «Расшифруй слова»
- У вас на столе карточки с таблицами. Вам необходимо вписать буквы в пустые клеточки в соответствии с цифрами. (ВЕСНА ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ)
- Разделите устно эти слова на слоги.
- Дайте характеристику звукам в слове весна.
- Составьте предложение с этими словами, можно изменить форму слов и добавить другие слова.
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
Игра «Измени слово»
- Ребята, обратите внимание на картинку, что изменилось (Предметов стало больше)
- Измените слово в соответствии с картинкой. (Один тюльпан, два тюльпана, пять тюльпанов, и т. д.)
- Понравилось вам занятие?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Чему вы научились на занятии?