Людмила Николаевна Рунова
Конспект НОД по развитию зрительного восприятия для детей 6–7 лет с нарушениями зрения «Тайны зимнего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Рунова Людмила Николаевна,
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 432 г. Челябинска»
КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
«ТАЙНЫ ЗИМНЕГО ЛЕСА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Публикация «Конспект НОД по развитию зрительного восприятия для детей 6–7 лет с нарушениями зрения „Тайны зимнего леса“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель. Расширение и систематизация знаний детей о среде обитания, повадках, питании диких животных, условиях жизни в зимний период и роли человека.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Развивать способность сравнивать, обобщать, находить признаки сходства и отличия. Учить отгадывать описательные загадки. Способствовать развитию связной речи и обогащению словаря.
Коррекционно-развивающие. Учить воспринимать реальный предмет, обследовать животных (игрушки) с помощью зрения и сохранных анализаторов. Учить узнавать животных в условиях затрудненного восприятия, по части тела, по постоянным информативным признакам, в разных модальностях, в зашумленном фоне, составлять целое из частей, из геометрических фигур, воссоздавать зрительный образ в целом. Совершенствовать зрительные функции : развивать глазомер, глазодвигательную и прослеживающую функцию глаза, повышать остроту зрения, бинокулярное зрение. Развивать зрительно моторную координацию, мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные. Воспитывать у детей познавательный интерес, эмоционально положительное, доброе, отношение, к животным, сочувствие, желание помочь диким животным, птицам выжить зимой.
Оборудование: СD-проигрыватель, диск с музыкой: «Зимнее утро»; Чайковский П. И.
Демонстрационный материал: предметные картинки бурого и белого медведя.
Раздаточный: фланелеграфы; картинки: предметные, разрезные диких животных, зашумлённая «В зимнем лесу»; трафареты зайца, фломастеры, грифели, подушечки мягкие; «Чудесный мешочек», «Танграм», «Муфточка», «Лабиринты».
Предварительная работа. Поход в зоопарк, краеведческий музей. Обратить внимание ребенка на отличительные признаки каждого зверя. Рассматривание иллюстраций и чтение книг о животных. Учить сопоставлять изображения животных в книжках с их видом в реальности. Просмотр развивающего видеофильма : «Твои веселые друзья зверята». Поделки оригами «Лисичка», рисунки, аппликации.
Ход занятия
Этапы Содержание Примечание
1. Приглашаю всех детей, в путь отправиться скорей. Глазки закрывайте, немного помечтайте. Ветерок нас подхватил, в зимний лес переместил. Ждут вас испытания, сложные задания. Сегодня мы раскроем тайну зимнего леса. Организационный момент
2. Д/ у: «Кто спрятался в зимнем лесу». Ребята, рассмотрите зимний лес. Назовите, кто спрятался? (волк, лиса, заяц, белка, бабочка, ласточка). Кто лишний в зимнем лесу? Почему? Возьмите фломастер и обведите по контуру животных. Тифлопедагог предлагает рассмотреть картинку в зашумленном фоне двух размеров в зависимости от остроты зрения детей.
3. Игра-соревнование «Кто найдет больше отличий у медведей». Ребята, рассмотрите внимательно картинки, сравните, скажите, чем похожи эти два медведя? Ответы: есть голова, шея, туловище, хвост, четыре лапы. На голове есть уши, два глаза, нос, пасть. А сейчас ребята поиграем в игру, и мы узнаем, кто из вас самый внимательный. Нужно найти отличия у медведей. Победит тот, кто получит больше фишек. Ответы: бурый медведь коричневого цвета, а белый, белого цвета. У бурого медведя голова круглая с маленькими круглыми ушами, шея короткая, а у белого медведя голова вытянута, маленькие уши, длинная шея. Шерсть у обоих теплая и пушистая. Бурый медведь питается ягодами, кореньями, любит мед, живет в лесу. Белый медведь, живет на Севере, питается рыбой, тюленями. На доске картинки белого и бурого медведя.
Дети находят отличия, педагог дает фишки за каждый правильный ответ, поощряет победителя.
Отличия: цвет шерсти, форма головы, длина шеи. Величина ушей, хвоста, когтей, место обитания, питание.
4. Д/ и: «Танграм». Ребята, вот беда, посмотрите, все звери перепутались, помогите, из кусочков зверей сложите, назовите, какое животное у вас получилось. Умницы, все справились с заданием. Дети составляют лису, зайца из геометрических фигур. Кто затрудняется, дается образец в контурном изображении.
5. Физминутка «Звери в лесу». Мы пришли в зимний лес, там полным полно чудес. Слева березка в шубке стоит, справа елочка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся. Вот и зайка прискакал, от лисы он убежал. Серый волк по полю рыщет, он себе добычу ищет. Прилетели снегири, как красивы они. Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму и проспит. В лесу тишина и покой. Ну а нам пора домой. На стене офтальмотренажер по методу Базарного В. Ф. Дети встают и выполняют упражнения по тексту.
6. Чтение стихотворения. Ребята, послушайте внимательно стихотворение: Однажды два зайчонка, а с ними два волчонка, 2 рыженьких лисенка, а также 2 веселых забавных медвежонка, бежали спозаранку из дома на полянку. Посчитайте поскорей, сколько было, животных, друзей. Назовите, кто прибежал на полянку? Тифлопедагог читает стихотворение. Дети запоминают и называют животных. Развиваем внимание, память.
7. Зрительно-моторная координация. Лабиринт «Кто, где живет?», «Кто, что ест?» Ребята, проведите пальчиком по дорожке от медведя, скажите, где он живет? (в берлоге). Лиса - в норе, волк в логове, мышка - в норке. Белка - в дупле, рыбка - в воде. Дети пальцем проводят по линиям и прослеживают глазами, и называют, где живут животные.
8. Д/ и: «Чудесный мешочек». Ребята, в мешочках корм для животных. Опустите руку в мешочек и узнайте на ощупь, какой корм в руке. Назовите корм, какому зверю он нужен? Д/ и: «Муфточка». Ребята узнайте руками, какое животное спрятано в муфточке? Дети на ощупь обследуют, называют, что взяли в руки. Достают: морковку, орехи, желуди, шишку, семечки и говорят, кому этот корм нужен.
9. Д/ у: «Обведи по трафарету и обколи по контуру». Ребята, обведите по трафарету зайца. А теперь возьмите грифели и обколите зайчика по контуру. Дети обводят зайца по внешнему трафарету фломастером, затем подкладывают подушечку и обкалывают грифелем.
10. Д/ и: «Узнай кто это?» Лесной хозяин? (медведь). Запасливая? (белка). Краса леса? (лиса). Колючий? (еж). Осторожный кто? (заяц). Виляет хвостом? (собака). Сохатый кто? (лось). Санитар леса кто? (волк).
Тифлопедагог предлагает поиграть в игру. Дети отгадывают и выкладывают предметные картинки зверей.
11. Итог. Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Вспомните и расскажите, чем мы сегодня занимались? Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Молодцы, я вами горжусь! До свидания.
Список литературы
1. Дружинина Л. А., Алекина Т. А., Шестакова И. А., Шержукова Н. Е. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Челябинск: АЛИМ, Изд-во Марины Волковой, 2007. – 176с.
2. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей) : Книга для учителей и родителей. – М. : Знание, 1993. – 336с.
3. Осипова Л. Б., Стахеева Ю. Ю. Коррекция зрительного восприятия. Методическое пособие для тифлопедагогов. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2004. – 188с.