Татьяна Пищейко
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по РЭМП у детей, воспитывающих в старшей группе для детей с ЗПР «День рождения у Мишутки».
Программное содержание:
Дидактическая задача: упражнять детей в сравнении чисел и в определении, какое из двух смежных чисел и на сколько больше или меньше другого (на числах 3 и 2) с опорой на наглядный материал. Упражнять детей брать предметы правой рукой и раскладывать в направлении слева направо. Закрепить геометрические фигуры, упражнять в определении формы предметов.
Публикация «Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательная задача: повысить познавательный интерес и самостоятельность.
Корригирующая задача: корригировать произвольную деятельность и мыслительные операции на основе упражнений на обобщение, исключение, сравнение.
Оборудование:
Демонстрационный материал : игрушки: медведь, еж, волк, заяц, лиса, белка; геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник; веревочка; колокольчик; муляжи: яблоко, шишка, мед; математическая карточка;
Раздаточный материал : геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; карточка с двумя свободными полосками; предметные картинки, муляж овоща или фрукта.
Ход НОД:
Дети заходят в кабинет, приветствуют гостей и встают в круг.
1. Эмоциональный комментарий учителя - дефектолога:
«Настал новый день. Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день и на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Обнимем друг друга».
- Встанет за стульчик тот, кто услышит свое ласковое имя - с экраном.
2. Орг. момент.
Педагог: - Посмотрите глазками на свое рабочее место, запомните название и цвет фигуры.
- Сядет тот, у кого красный квадрат…. - индив. работа
3. Сообщение темы и целей занятия.
- Сегодня математика. На математике мы будем продолжать сравнивать на карточке два числа: два и три и вспомним геометрические фигуры.
4. Игровой момент: - Медведь сидит на столе. Звон колокольчика.
Внимание! Внимание! Лесное гулянье!
У Мишутки день рождения
Принимает он поздравленье
Приходите все к нему
На день рождения!
5. Закрепление геометрических фигур.
Первым пришел Еж и принес волшебный гриб - а на грибе том загадки: и сейчас мы поиграем, и загадки отгадаем!
Отгадайте, про какую геометрическую фигуру говорится в загадке:
А) У меня 3 угла, три стороны
И похож на елку я
Отгадайте друзья,
Кто я?
(Педагог выставляет фигуру на наборное полотно)
Б) Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
(Педагог выставляет круг)
В) Каждый угол мой прямой,
Все 4 стороны
Одинаковой длины.
Вам себя представить рад!
А зовут меня?.
(Педагог выставляет квадрат рядом с кругом)
-Как можно назвать одним словом все эти фигуры? (Геометрические).
- Чем отличаются фигуры? (цветом, формой) - хором - индив.
- Поиграем в игру: «Третий лишний». Одна фигура лишняя, а 2 другие чем - то похожи. Назовите лишнюю фигуру. Почему она лишняя?
- Педагог выслушивает 2-3 ответа детей.
Молодцы ребятки, отгадали загадки, и еж дарит гриб Мишутки (Педагог кладет гриб в корзину медведя, а ежа садит рядом с медведем).
6. Работа на математической карточке с двумя свободными полосками. Сравнение и преобразование двух множеств (три больше двух на один).
- Кто же еще на день рождения пришел? Вот прибежал волк: и принес бочонок - меда, (Педагог кладет бочонок мишке в корзину).
- Давайте, покажем, как мы умеем работать на карточке.
- Возьмите на столе карточку и положите ее перед собой.
- Вспомним правила работы с карточкой (рука, направление - хором, показ).
- Надо на верхнюю полоску положить 2 круга. (Педагог выкладывает фигуры на наборном полотне на доске).
Что надо сделать? - хором. - индив.
Что ты сделал? - индив.
- А на нижнюю полоску положите столько квадратов, сколько раз я отстучу. (3)
Что ты сделал?
- Сколько кругов? (2)
- Сколько квадратов? (3)
- Затем, сравнение и преобразование двух совокупностей двумя приемами по схеме.
Умницы, все справились с заданием, вот как мы умеем работать на карточке.
7. Ф/ М:
Стук в дверь:
«- Я пришел тебя поздравить, да гостей твоих позабавить» - появляется Заяц.
- А зайка, посмотрите, что принес мишке - морковку! (Педагог кладет морковь в корзину).
Заяц: «Хотите со мной порезвиться,
Поиграть да повеселиться?»
Педагог: - Давайте с зайкой поиграем! (Дети встают и выходят в круг)
Проводится подвижная игра: «Зайка».
Скок - поскок, скок - поскок,
Зайка прыгнул на мосток.
Скучно заиньке сидеть,
Можно лапки потереть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок - поскок.
Педагог хвалит детей. Дети садятся.
8. Закрепление формы предметов.
Педагог: Звон колокольчика.
«Тихо, тихо, не шумите,
Кто - то к нам идет сюда.
Ну, конечно же, Лисонька - лиса»
(Появляется лиса, в лапах она держит яблоко).
Педагог: «Лиса, лисонька! Что же ты принесла в подарок медведю?»
Лиса: - У меня яблоко.
Педагог: Ребята возьмите на столе картинку или предмет.
Педагог: «Что у тебя?».
Ребенок: «У меня яблоко круглой формы!» и т. д.
Молодцы! Вот тебе мишутка подарок - сладкое румяное сочное яблочко!
9. Коррекция слухового внимания, восприятия, организация произвольной деятельности.
Педагог: «Что за шум, что за гам!
Заявилась, гостья к нам!»
(Появляется белка, в лапах у нее шишка).
Педагог: «Пока Белка скакала с ветки на ветку,
Бусы потеряла.
Плачет бедная:
- Беда!
Помогите, детвора!»
- Поможем белке бусы собрать?
Упр. «Собери бусы»
На тарелке у каждого ребенка набор геометрических фигур. Педагог поочередно называет фигуры, а дети выкладывают их на столе перед собой. Затем педагог показывает на доске образец, и дети сравнивают с ним свои работы.
Свои работы дети оставляют на столах.
Белка подходит к каждому ребенку и хвалит его работу.
- Возьмите веревочку и положите ее на стол.
- Будем раскладывать фигуры слева направо правой рукой.
- В каком направлении будем раскладывать?
- Какой рукой будем брать фигуры?
- Контроль с образцом - хором называют фигуру и дотрагиваются пальчиком до нее.
10. Ф/ М: развитие общей и мелкой моторики, слухо - речевой памяти.
Дети встают, выходят из- за парт и становятся в круг.
Педагог: - Медведь очень рад, что к нему на день рождения пришло много зверей.
- Мишка, Мишенька, дружок!
А детки тоже приготовили для тебя подарок!
Посмотри вместе со своими гостями - зверями!
Ребята выполняют упражнение, сопровождая его движениями и словами в такт стихотворению.
Медвежонок топ- топ - топ,
А ежонок - хлоп - хлоп - хлоп,
А волчонок щелк - щелк - щелк,
А зайчонок скок - скок - скок,
А лисенок шмыг - шмыг - шмыг,
И бельчонок - прыг - прыг - прыг.
11. Итог занятия.
Педагог: «Вот и закончилось наше удивительное занятие! Похвала от зверей ребятам. А теперь медвежонок приглашает и вас, дети к себе на день рождения».