Лучинина Светлана
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по теме : «Зима»
Подготовила : Лучинина Светлана Ивановна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 59
г. Череповец 2021
Тема: «Зима»
Подготовительная группа
Программные задачи:
Образовательные:
-Обобщать представления о зиме и типичных зимних проявлениях в природе;
- Актуализировать словарь по теме «зима»;
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Упражнять в подборе слов, отвечающих на вопрос «Какая», «Какой»;
-Упражнять составлять составлять рассказ с опорой на наглядную схему;
Развивающие :
-Развивать связную и диалогическую речь;
-Развивать мышление, все виды восприятия, творческого воображения, тонкой моторики, выразительности движений;
-Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка;
-Развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память.
Воспитательные:
-Воспитывать эмоциональный отклик, инициативность, самостоятельность.
- Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.
Образовательные области:
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Социально – коммуникативное развитие.
Форма организации детей на занятие: Непосредственно образовательная деятельность
Форма проведения занятия:
Предварительная работа: Беседы о зиме, о жизни животных зимой, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы:
Словесный метод: объяснение, рассказ, беседа, диалог.
Метод наблюдения: зарисовка рассказа в мнемотаблице, запись голосов.
Метод игры: игры- дидактические, словесные.
Наглядный метод : мнемотаблица, демонстрационные материалы (слайды)
Ход занятия:
Мотивационно– ориентировочный 2 мин.
Ребята, давайте мы не будем отвлекаться, а будем заниматься
А начнем мы занятие с пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Снежок
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх)
Два – поймаем. (" ловят", приседают)
Три – уроним (встают, "роняют")
И … сломаем! (топают)
(Звук сообщения и на экране появляется конверт)
Ой, посмотрите, нам пришло письмо. Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Том. Давайте прочитаем. (на экране появляется текст письма и изображение мальчика) :
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Том. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, но я никак не могу понять, что это такое и что происходит, когда наступает зима. Пожалуйста, расскажите мне об этом. Ваш друг Том».
Ну что? Расскажем нашему другу про нашу зиму? (Да)
Поисковый 3 мин.
Артикуляционная гимнастика по теме «Зима» Ребята, для того чтобы мы смогли красиво и правильно рассказать нашему другу про зимушку, нам необходимо разбудить наш язычок.
«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)
«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)
«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)
«Лошадка на санях детей катает»
Поцокать широким язычком.
«Погреем ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо).
Теперь мы готовы рассказывать о зиме. Всё что будем говорить мы запишем на Диктофон и отправим нашему другу Тому электронным письмом.
А кто знает, что такое диктофон? (Это устройство, которое записывает наш голос, то что мы говорим. Всё записывается и можно потом прослушать- воспроизвести в любое время.)
-Давайте расскажем Тому о зиме.
Практический 20 мин.
Игра с мячом «Без чего не бывает зимы?» (передают мяч-снежок друг другу)
Без чего не обходится наша зима? Что бывает зимой, и не бывает в другие времена года? (Без морозов, без снега, без сосулек, без льда, без коньков, без лыж, без ветра, без катка, без снежинок, без сугробов, без снежков, без шапок, без снеговиков, без горок).
- Молодцы, ребята. Вот теперь пусть мальчик Том знает,
без чего не обходится наша зима.
- Какой бывает снег? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)
- Что снег делает? (Идет, падает, кружится, ложится, летает, летит)
- Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. ( Это все есть у мамы не кухне: мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок)
- Правильно, ребятки, наверное, Том про это даже и не знал, но мы то знаем.
Игра «Подбери слово»
Давайте подберем близкие слова (родственные) к слову «Снег». (снежок, снежная, снеговик, снежинка, подснежник, снегурочка, снегирь, заснеженный)
Игра «Какая бывает зимой погода?»
(холодная, снежная, белая, голодная, ветряная, нарядная, сказочная, морозная, веселая, красивая, злая, суровая)
- Если идет снег, то погода какая? – снежная;
- если дует ветер, то погода какая? – ветреная;
- если холодно, то погода какая? – холодная;
- если пасмурно, то погода какая? – пасмурная;
- если хмуро, то погода какая? – хмурая;
- если мороз, то погода какая? – морозная;
- если солнечно, то погода какая? – солнечная;
- если ясно, то погода какая? – ясная.
- А пока мы с вами разговаривали, к нам прилетели снежинки. Посмотрите, какие они.
Дыхательная гимнастика
- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Игра «Кто, где зимует?»
Как вы думаете, где же они спрятались от холода? (в своих домах).
Ребята, помогите мне рассказать стихотворение, договаривая последние слова. И тогда мы с вами узнаем, кто где спрятался от холода.
Спит зимой медведь (в берлоге)
Воробей сидит (под крышей)
Лиса устроилась (в норе)
Белка спряталась (в дупле)
Ежик спит в сухой (траве)
В логове лежит (волчица)
Под кустом дрожит (зайчишка).
-Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным?
Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.
Физминутка
Мы много работали, теперь можно и отдохнуть.
«Зима»
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
Игра «Зимние забавы» (разрезные картинки)
Давайте пройдём за столы, на столах у вас разрезные картинки, давайте их соберем. Что же изображено на этих картинках.
Составление рассказа о зиме (мнемотаблица)
Но, чтобы вы красиво и правильно рассказывали, нам поможет в этом наша схема-помощница. Я вам напомню, что в схеме каждое окошко помогает рассказывать о чем-то одном, что связано с зимой, а вместе получается один большой и красивый рассказ:
1 Рассматривание мнемотаблицы
1-Посмотрите на первое окошко, какая буква здесь написана, почему (Буква З, зима)
-С чего мы начнём рассказ? (Мы начнем рассказ с названия времени года).
2-О чём вы расскажите затем? (Мы расскажем, о снеге и какой он)
3-О чём будете рассказывать дальше? (Потом мы расскажем о деревьях и какие они)
4-Что нарисовано в окошке? (солнце) Что вы расскажите о солнце (солнце зимой светит но не греет).
5- Нарисован дом и дым из трубы, что означает? (зимой холодно и надо топить печь для того чтобы было тепло)
6- Почему нарисована кормушка?
7- Что нарисовано в следующем окошке? ( дети: мальчик и девочка)
8- Почему нарисованы санки, ледянки, лыжи и снеговик?
9-Чем вы закончите рассказ?
(Мы закончим рассказ описанием настроения детей)
А теперь внимательно послушайте мой рассказ о зиме, который я составила по схеме.
2 Рассказ воспитателя
Наступила зима. Падает пушистый белый снег. Деревья стоят красивые. Солнце светит но не греет. В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц.
Мальчики и девочки зимой катаются на санках, лыжах и коньках. Как хорошо зимой.
3 Составление рассказа детьми (индивидуально, по цепочке, 3-4 человека)
-Это самое настоящее электронное письмо. Давайте отправим его нашему другу Тому в Африку (На экране появляется изображение улетающего почтового конверта с соответствующим звуком).
- Ну вот, наше письмо отправлено.
Рефлексивно – оценочный 5 мин.
Как вы думаете, Тому понравятся наши рассказы? (ответы детей) Удалось ли нам описать зиму для человека, который никогда её не видел? (ответы детей).
Я тоже так думаю. Давайте подведём итог. - Мы рассказали нашему другу о характерных особенностях зимы, вспомнили, как зимуют животные в лесу, какие зимние забавы нам нравятся и что погода зимой бывает не только морозной.
А давайте на следующем занятии мы с Вами нарисуем Тому зимние картины и отправим ему фотографии наших рисунков. Как вы думаете?
Кому понравилось писать Тому о зиме, принесите мне веселые снежинки, а кому не очень понравилось или было грустно – принесите грустные снежинки.