Надежда Баранова
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Заяц-хваста». Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе
Тема: Дикие животные
Пересказ русской народной сказки «Заяц – хваста»
Цель: Приобщение к устному народному творчеству, развитие связной монологической и диалогической речи
Задачи:
Образовательные:
-закрепление представлений о жизни диких животных
- совершенствование навыков словоизменения
-упражнение в подборе родственных слов
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе „Пересказ сказки „Заяц-хваста“, Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Дикие животные. Сказки, стихи, детская литература
- Животные. В мире животных
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Заяц-хваста». Русская народная сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
-в образовании существительных с увеличительным значением с помощью суффикса –ИЩ-
-обогащение словаря синонимами на основе текста русской народной сказки «заяц- хваста»
Коррекционные:
-развитие внимания, памяти, мышления, творческого воображения, общей и мелкой моторики
-совершенствование связной речи: (пересказывать близко к тексту, связно, непрерывно, логично высказывать свои мысли)
Воспитательные:
-воспитание доброжелательности
-взаимопонимания
-самостоятельности
-любви и бережного отношения к природе
Оборудование:
Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц-хваста», мяч, маски вороны и зайца
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, чтение сказок, беседы по прочитанному.
Ход занятия
I Организационный момент
Логопед: Пусть сядет тот, кто назовет сказки, в которых одним из героев является заяц
Дети: «Лиса и заяц», «Теремок», «Колобок», «Серая шейка» и др
Логопед: А какой заяц в сказках чаще всего?
(трусливый, бездомный, любопытный)
-Сегодня вы ещё раз встретитесь с русской народной сказкой «Заяц- хваста»
-Кто уже слышал эту сказку?
-Вспомните, в сказке много новых слов
- Что означает слово «гумно»?
(место, где хранят скошенные хлеба и где их молотят)
-Кто такие «крестьяне»?
(люди, живущие на селе и работающие на земле)
- Как вы понимаете слово «хвастун»?
(тот, кто хвалится чем-либо)
- А выражение «немного погодя»?
(спустя какое то время)
II Основная часть.
Логопед ещё раз читает или рассказывает сказку.
Работа над содержанием сказки
(Дети рассматривают иллюстрации, раскладывают их в логической последовательности, беседуют по содержанию сказки)
1. Беседа по содержанию сказки
Вопросы к детям:
-Как называется сказки?
- О ком эта сказка?
-Как жилось зайцу летом и зимой?
-Кому рассказали зайцы про хвастуна?
-Что сделала ворона?
- Кто хочет передать разговор зайца и вороны?
(дети составляют диалог)
-Что случилось с вороной?
-Кто помог вороне и как?
-Чем закончилась сказка?
Повторное чтение сказки логопедом.
2. Пересказ сказки
(Дети пересказывают «по цепочке»)
3. Игра с мячом «Похожие слова»
(Логопед называет персонажа сказки, дети подбирают родственные слова, передавая друг другу мяч)
Логопед: ворона
Дети: вороны, ворон, воронята, воронёнок, вороний, проворонила
Логопед: заяц
Дети: зайцы, зайчик, зайчиха, зайчата, заячий, зайчонок
Логопед: хвастун
Дети: хвастать, хвастунишка, хвастливый, хвастовство.
4. Физминутка «Зайчики»
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать. (Прыжки вперед-назад)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись(Движения выполнять по содержанию текста)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Приседание на корточки, потирание рук)Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (Выполнение прыжков, стоя на месте)
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал. (Поворот спиной, приседание на корточки,обхватить себя руками, голову опустить вниз)
5. Игра с мячом «Большой – огромный»
(Логопед называет слово нейтрального лексического оттенка, ребенок получив мяч, образует новое слово с увеличительным значением с помощью - ИЩ-)
Логопед предлагает следующие слова:
Лапы-лапищи
Усы-усищи
Зубы - зубищи
Нос- носище
Глаза-глазищи
Ноги- ножищи
Уши - ушищи
Хвост-хвостище
6. Упражнения синонимами
«Найди пару»
Хвастать – хвалиться
Воровать – красть
Стадо-толпа
Пошла – отправилась
Нашла – отыскала
Забор – изгородь
Опять – снова
Маленько – немного
Мять – таскать
Потрепала – потаскала
Храбрец- смельчак
«Кто знает другое слово?»
Приходит (является) он к одному крестьянину на гумно, а тут уже стадо (толпа) зайцев
Вот он и начал (стал) хвастать (хвалиться)
Раз (однажды) сидела ворона на заборе (на изгороди, на плетне)
Собаки подхватили ворону, и давай её мять (трепать)
III Итогов занятия.
Логопед:
-Какая сказка была сегодня в гостях?
-Какие новые слова запомнили?
Чему учит вас эта сказка?
Используемая литература:
1. А. В. Аджи. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2006
2. Т. И. Подрезова. Материал к занятиям по развитию речи. Дикие животные. М, 2007