Наталья Колпакова
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна»
▼ Скачать +Заказ
Колпакова Наталья Владимировна.
Вторая младшая группа.
Тема: Заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна».
Программные задачи: Образовательные:
- познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна»;
- дать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе;
Развивающие : развивать слуховое и зрительное внимание, способность выявлять простейшие причинно-следственные связи;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе „Заучивание стихотворения А, Плещеева „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Весенние стихотворения для детей
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Читаем и заучиваем весенние стихи
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плещеев А.Н. Произведения для детей
- Плещеев А.Н. Стихотворение «Весна»
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Речевые: формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, Воспитательные: воспитывать любовь к литературе.
Ход занятия.
Этапы занятия Деятельность воспитанников Деятельность педагога
1. Создание игровой ситуации «Письмо от зайцев».
Цель: Вызвать интерес у воспитанников. Дети вокруг воспитателя, внимательно слушают письмо.
Да.
Нужно назвать приметы весны. Воспитатель, сидя на стульчике, подзывает к себе детей и сообщает, что в гости пришел зайчик и принес письмо из леса.
Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
вчера на заячьей поляне состоялось собрание. Мы, зайчики, хотели принять решение, пора ли нам менять белые шубки на серые. Получился спор. Одна половина зайцев считает, что пора менять летнюю шубку, другая половина зайцев доказывает, что ещё рано. Одни говорили, что весна уже наступила, а другие говорили, что ещё зима не закончилась. Мы не знаем, что делать. Помогите нам ребята. Объясните, по каким приметам можно распознать весну. Ведь менять шубки для зайцев дело не простое надеемся на вашу помощь.»
Ну, как, ребятишки, поможем зайчикам?
Что нужно сделать для этого?
Как узнать наступила уже весна?
2. Ситуация затруднения.
Дети садятся на стульчики.
Дети затрудняются ответить. Называйте, а я буду записывать, чтобы отправить эти приметы зайчикам. (Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики)
И как же нам помочь зайчикам?
3. Открытие нового знания.
Хотим.
Дети внимательно слушают стихотворение.
Да понравилось.
О весне.
Тает снег.
Бегут ручьи.
Да.
Дети внимательно слушают стихотворение. А хотите послушать, как замечательный русский поэт Алексей Плещеев рассказал про приметы весны в своем красивом стихотворении?
Воспитатель читает стихотворение.
«Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою»
Понравилось вам стихотворение?
О чем в нем говорится?
Какие приметы весны называет поэт?
Хотите еще раз послушать стихотворение?
Слушайте и старайтесь запомнить все приметы весны.
Повторное чтение.
4. Физминутка.
Медведь.
Да хотим поиграть.
Повороты влево и вправо Потягивания- руки вверх Вращения головой Наклоны назад-вперед Шагаем
Наклоны к ступням
Дети садятся. Ребята, а вы знаете, кто в лесу просыпается весной, после зимней спячки?
Хотите поиграть с мишкой?
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.
Потянулся он со сна:
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
Наклонился взад-вперед
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
Наконец медведь наелся
И на бревнышко уселся.
Ну вот отдохнули, а теперь давайте продолжим, зайчата ждут помощи.
5. Заучивание стихотворения. Дети садятся на стульчики перед интерактивной доской. Я еще раз прочитаю вам стихотворение и буду показывать иллюстрации, чтобы вам легче было запомнить стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение и демонстрирует иллюстрации на доске.
6. Включение нового знания в систему знаний и умений. Дети садятся на стульчики перед интерактивной доской.
А сейчас давайте посмотрим запомнили ли вы приметы весны, я вам буду задавать вопрос, а вы постарайтесь отвечать на него строчкой из стихотворения.
7. Осмысление. Слушают внимательно вопросы и отвечают на них.
Слушают воспитателя.
2 – 3 ребенка рассказывают стихотворение.
Кладут письмо в конверт и отдают зайке. Что происходит со снегом весной?
Снег тает и во что превращается?
Какие птицы скоро запоют?
Что появиться на деревьях?
А теперь я еще раз читаю стихотворение, вы его внимательно слушайте и запоминайте, потом попробуете рассказать сами.
Вы теперь готовы написать письмо зайчикам?
Тогда пишем и отправляем.
8. Рефлексия. Зайчикам.
Написали письмо и назвали приметы весны.
Да.
Мы назвали приметы весны. Кому мы сегодня помогали?
Что мы сегодня сделали для зайчиков?
Получилось у вас помочь зайчатам?
Почему?
Что вам было сложно сегодня сделать?
Вам понравилось помогать зайчатам?
Будем еще зайчиков звать в гости?
Вы сегодня были все молодцы?
Самоанализ.
Тема занятия «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Весна» была выбрана мною в рамках типовой программы воспитания и обучения в детском саду. Задачи определены в соответствии с данной темой. Они звучат так:
Обучающие:
- познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна»;
- дать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе;
Развивающие : развивать слуховое и зрительное внимание, способность выявлять простейшие причинно-следственные связи;
Речевые: формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, Воспитательные: воспитывать любовь к литературе.
Структура показанного мною занятия была выбрана мною в соответствии с поставленными задачами и методикой развития связной речи во второй младшей группе, а так же с использованием деятельностного подхода.
В первой части занятия была создана игровая ситуация «Письмо от зайчиков». По деятельностной технологии эта часть очень важная ее целью является создание мотивации у детей и включение их в учебную деятельность. Данная мотивация была создана в процессе совместной коммуникативной деятельности.
Вторая часть по деятельностной технологии это этап затруднения и осмысления, в этой части детям было предложено назвать приметы весны.
Затруднение было в том, что дети должны были грамотно и красиво назвать приметы весны.
Третья часть – основная это этап открытия нового знания.
Дети активно отвечали на вопросы по произведению. В этой группе дети только начинают осваивать связную речь. Я была вполне довольна ответами, которые услышала от детей. Так же старалась добиваться ответов полным предложением и правильного построения предложений.
На этапе заучивания стихотворения была использована интерактивная доска, для показа опорных картинок.
Чтобы включить новые знания в систему знаний и умений была проведена д/и в которой, нужно было ответить на вопрос строчкой из стихотворения.
В последней части занятия по деятельностной технологии это этап – рефлексия. На котором детям были заданы вопросы:
Кому мы сегодня помогали?
Что мы сегодня сделали для зайчиков?
Получилось у вас помочь зайчатам?
Почему?
Что вам было сложно сегодня сделать?
Вам понравилось помогать зайчатам?
В нашем детском саду занятия по развитию речи мы стараемся проводить небольшими подгруппами, поскольку это помогает достигать оптимальной речевой и обучающей плотности занятия.
В представленной подгруппе находились дети в разным уровнем речевого развития.
Высокий уровень:
Средний уровень:
Низкий уровень:
В целом уровень умственного развития у большинства детей в подгруппе выше среднего и их словарный запас и фонемотическое восприятие соответствует их возрасту.
На занятии они показали высокую познавательную и речевую активность. Были внимательны, справлялись с заданиями. Работоспособность их была высокой. Признаков утомляемости не наблюдалось.
На занятии преобладали положительные эмоции детей, хотя и бывают негативные эмоциональные проявления характерные для данного возраста. Считаю, что это было достигнуто благодаря обеспечению детской мотивации.
На занятии был использован следующий дидактический материал:
Игрушка – зайчик, иллюстративный материал в виде компьютерной презентации.
Санитарно - гигиенические условия проведения занятия были соблюдены. В течении занятия дети перемещались по группе, позы их были свободными. Но так как для заучивания стихотворения требовалось обеспечение внимания, детям было предложено присесть на стульчики, и сразу после этого дети подвигались, играя с мишкой. Образовательный материал для детей был посильным и соответствовал их возрасту. Освещение было естественным, иллюстративный материал в виде презентации располагался на доске на уровне глаз детей.
Свою деятельность на занятии я старалась строить по принципам дидактической системы деятельностного метода.
Самым главным в нашей работе, я считаю, принцип психологической комфортности. Он направлен на снятие всех стресо образующих факторов в образовательном процессе, создание атмосферы психологической комфортности и для детей и для воспитателя.
Данный принцип обеспечивался мною, во-первых – при помощи манеры общения с детьми, я старалась придавать своему голосу положительную, эмоциональную окраску, изменять интонацию в зависимости от ситуации. Использовала визуальный контакт – глаза в глаза и физический контакт – прикосновение воспитателя к голове, плечу, к руке. Двигательная активность была нормальной, в течении занятия происходила смена положения тела детей. Демонстрационный материал был красочным. Я находилась на маленьком стуле, не возвышалась над детьми, находилась рядом с ними, на уровне глаз. У детей на протяжении всего занятия присутствовал интерес к занятию, утомляемости не наблюдалось.
Следующий принцип, по которому построено занятие, был принцип вариативности, который подразумевает развитие у детей вариативного мышления. Для реализации этого принципа я использовала такой прием, как выслушивание различных вариантов ответов детей. В этом возрасте дети только начинают высказывать свои мысли об увиденном и пережитом, поэтому любой ответ детей вызывает только радость.
Следующий принцип используемый в нашей работе принцип минимакса. Он заключается в следующем – предлагается содержание на уровне максимума, т. е. обеспечение каждому ребенку подготовку не ниже заданного программой минимума, что позволяет мне учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создание условий для их продвижения вперед своим темпом. Данный принцип был реализован мною в течении всего занятия и один и тот же материал все дети подгруппы усвоили по- разному.
В целом, я считаю, что занятие прошло нормально. Поставленные цели и задачи были достигнуты, дети были раскованы, эмоциональны, отвечали на вопросы. Ели на занятии было шумно, то это из-за возрастных особенностей, детей, ведь малышам тихо и смирно сидеть сложно.