Елена Короткова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство со звуком [а]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи (ЗКР) в старшей группе на тему : «Знакомство со звуком [а]»
Тема: Знакомство со звуком [а]
Цель: Знакомство детей с гласным звуком [а]
Задачи:1. Познакомить детей с гласным звуком [а].
2. Формировать умение выделять звук в словах : в начале, середине и в конце слова.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Знакомство со звуком [а]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
3. Формировать умение графически обозначать звук [а] в схеме.
4. Развивать графические навыки.
5. Развивать слуховое внимание и восприятие.
6. Воспитывать интерес к звуковой культуре речи.
Материалы и оборудование: аудиозапись, интерактивная доска со схемами и картинками, рабочие тетради в клетку, простой и красный карандаши.
Ход занятия:
1. Ребята, послушайте, кто-то нас зовет.
(На аудиозаписи голос ребенка кричит –АУ! –АУ)
Кто же это? Почему он так говорит? (ребенок потерялся в лесу)
А как мы узнали, что он потерялся?
С помощью голоса и слов. Вы знаете, ребята, что все наши слова состоят из звуков. И сегодня я хочу вас познакомить с одним звуком, а вот с каким, вы догадайтесь сами.
2. Чтение чистоговорки:
Я вам прочту стихотворение, а вы подумайте и скажите, какой звук очень часто в нем повторяется.
Ам-ам-ам – каши тебе дам.
Аша-аша-аша – вкусненькая каша.
Аша-аша-аша- -кушай кашу Маша.
Ам-ам-ам – кушай кашу по утрам.
(Чтение с выделением звука [а])
3. Знакомство со звуком.
Правильно, это звук [а]. Давайте мы вместе произнесем его: а-а-а-а
Этот звук мы можем петь, он тянется бесконечно. Давайте споем его: а-а-а-а-а
Такой звук называется гласным.
4. Игра «Поймай звук»
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить разные звуки, а когда вы услышите звук [а], хлопните один раз в ладоши.
У, э, а, о, ы, а, а, у, и,а.
5. Работа в тетрадях.
Чтобы вы запомнили звук [а], мы с вами научимся его обозначать и определять его место в словах. Звук может стаять в начале слова, например, аист, в середине слова, например, шар, и в конце слова, например, игра. (Произносим слова, выделяя звук [а])
Откройте ваши тетради, у вас нарисованы схемы такие же, как и у меня на доске. (На интерактивной доске нарисованы схемы слов, состоящие из трех квадратов)
Гласные звуки мы будем обозначать красным кружочком. Если гласный звук стоит в начале слова, то красный кружок рисуем в первой клеточке схемы. Если гласный звук стоит в середине слова, то красный кружок рисуем во второй клеточке схемы. Если гласный звук стоит в конце слова, то красный кружок рисуем в третьей клеточке схемы.
Чтобы вы легче запомнили звук [а], под каждой схемой в тетради мы нарисуем картинку с этим звуком. Первая схема – звук [а] стоит в начале слова, какие слова мы подберем? (Если дети затрудняются, то помогаем им: аист, азбука, арбуз) Давайте под первой схемой нарисуем арбуз, на какую фигуру он похож? Что еще мы добавим к рисунку? (круг с полосками)
Под второй схемой подберем слова со звуком [а] в середине слова: шар, пар, сад, мак. Давайте под второй схемой нарисуем шар, на какую фигуру он похож? Что еще подрисуем? (Овал с ниточкой)
Под третьей схемой нужно придумать слова с гласным звуком [а] в конце слова : луна, рука, муха. Давайте под третьей схемой нарисуем луну, на что она похожа?
6. Закрепление.
А сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ. Вы внимательно слушайте и запоминайте все слова, в которых есть звук [а].
Пластилиновая мышка.
Аня и Антон — брат и сестра. Они любят лепить фигурки из пластилина. Однажды Антон слепил мартышку, посадил её на пальму, а в лапки дал апельсин и ананас. Аня слепила маленькую мыш ку и посадила её под пальму. Потом дети отпра вились на прогулку. А в это время кошка увиде ла пластилиновую мышку и стала с ней играть. Когда Аня и Антон вернулись с прогулки, мыш ка была в зубах у кошки. «Брось, кошка, мышку, она не живая!»