жанна клюева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Знакомство с творчеством И. А. Крылова, чтение басни «Ворона и Лисица», Познакомить детей с басней - с одним из жанром художественно й литературы.
Задачи:
• Познакомить детей с басней через творчество И. А. Крылова
• Учить детей отличать басни от других произведений.
• Развить интерес к басням
• Развить мышления при анализе произведения;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Знакомство с жанрами худ, литературы,“ И, А, Крылов, Басня „Ворона и Лисица“» размещена в разделах
- Ворона. О птице для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Ворона и лисица», басня
- Темочки
• Развитие речи при ответе на вопросы: развивать умение отвечать на вопросы, используя в ответ сложные предложения;
• Обогащать словарный запас;
• Учить интонационно выразительно передавать образы персонажей басни «Ворона и Лисица»(игра – инсценировка)
• Воспитание умения слушать друг друга, доброжелательно относиться к друг другу.
Предварительная работа:
• Знакомство с жанрами художественной литературы : сказки, поэзия, народный фольклор, рассказы. Беседа по жанрам худ. литературы. Обсуждение, чем один жанр отличается от другого.
• Рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными и птицами, составлять описательный рассказ о животных и о птицах.
• Игры-драматизации по сказкам.
Материал к занятию:
• И. А. Крылова;
• схемы героев басни,
• карточки-фишки (разрезные картинки);
• маски лисы и вороны.
Ход занятия:
I часть:
1. Организационный момент
• Каждый день – всегда, везде
На занятиях и в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Беседа по жанрам художественной литературы
• Ребята, кто знает, что такое библиотека? Кто «живет» в библиотеке?
• А у нас в группе есть библиотека?
• - Да, правильно ребята, библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых, и для школьников, и даже для детей, которые ходят в детский сад. И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для дошкольников.
• Посмотрите сколько разны книг в нашей библиотеке. Это книги со сказками, со стихами, с рассказами, с потешками и загадками.
• - Ребята, а какие книги вы больше всего любите, что бы вам читали?
• Да ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки? (народ, писатели – сказочники)
• Назовите какие русские народные сказки вы знаете?
• Кто герои этих сказок? (люди, звери, птицы)
• Чему нас учат сказки (быть добрыми, смелыми, умными, не хвастаться и т. д.)
• Но ведь сказки сочиняет на только народ, но и писатели – сказочники.
А каких писателей – сказочников вы знаете?
• Какие сказки они написали?
• Чему нас учат сказки?
II часть:
• Ребята, посмотрите, у меня в руках две книги: одна со сказками, а другая с рассказами. Чем отличается сказка от рассказа?
• Посмотрите, у нас на полке появилась новая книга, а называется она «Басни» ,написал ее Иван Андреевич Крылов.
1. Игра «Назови слово, и собери картинку»
• Но сначала я предлагаю вам с играть со мной в игру. Для этого надо разделиться на две команды. Я буду каждой команде задавать вопросы, за каждый ответ вы получите карточку–фишку. В конце игры каждая команда должна сложить из полученных карточек одну картинку и назвать, кто на ней изображен
Вопросы:
• Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (Лиса)
• Эта птица всем знакома,
Важно ходит возле дома,
Кар-кар-кар вдруг закричит
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона
А зовут ее (Ворона)
• Как ласково можно назвать лису? (лисица, лисонька, лисичка).
• Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая, большая)
• В каких сказках можно встретить лису?
• Ворона какая он, что вы можете о ней рассказать? (умная, глупая, чёрная, большая, старая, важная)
• В какой сказке Х. К. Андерсена одним из героев является ворона?
• Ворона в сказке «Снежная королева», какая?» (королевская, умная, придворная)
(Дети собирают разрезные картинки, у них получились лиса и ворона).
Воспитатель предлагает из карточек собрать картинки, и назвать кто изображен на них (лиса и ворона)
2. Знакомство с И. А. Крыловым и его творчеством
• Басни люди стали придумывать очень давно, как и сказки. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. Герои басни -животные, птицы, рыбы. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские народные сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине, учат быть искренними,скромными. Осуждают лень, жадность.
3. Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»
• - Сейчас я вам прочитаю самую известную басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица»
«ВОРОНА И ЛИСИЦА»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло :
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
4. Вопросы по содержанию
• Что напоминает вам басня- рассказ, стихотворение или сказку?
Объясните, почему вы так думаете.
• Назовите героев басни?
• Кто вам понравился и почему?
• Почему Лисице удалось обмануть Ворону? Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).
• Давайте вспомним какими словами говориться о лисе: «На ту беду Лиса близехонько бежала» ; «плутовка к дереву на цыпочках подходит, крутит хвостом, с вороны глаз не сводит»
• Как выглядела Лиса, когда хвалила Ворону?
(Вертит хвостом,
глаз не сводит (смотрит не отрываясь)
И говорит так сладко, чуть дыша)
• Какая лисица в басне : хитрит, заискивает, льстит? (О лисице)
• Вспомните, какими словами Лиса хвалит Ворону?
Послушайте, я прочту этот отрывок еще раз:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
• Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)
• Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)
• А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)
• Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей)
• Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)
• А что с вороной произошло?
- вскружилась голова
- От радости в зобу дыханье сперло (стало трудно дышать)
- каркнула во все воронье горло (очень громко)
• От услышанной похвалы у вороны вскружилась голова, и она не подумала о том, что если она каркнет, то сыр упадет…
• Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?
• Какова идея всей басни? (Высмеять и осудить и льстеца, и того, кто поддается его льстивым речам).
• Чему нас учит басня?
Вывод: Крылов И. А. одинаково высмеивает и осуждает глупую,
податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.
Нужно верить своим глазам, а не льстивым речам
III часть:
Игра –инсценировка басни :
Воспитатель предлагает детям показать небольшую инсценировку по басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»
IV часть:
Закрепление
1. С какой басней мы познакомились? (Ворона и Лисица»)
2. Кто автор басни? (Иван Андреевич Крылов.)
3. Назовите главных героев. (Ворона, Лисица.)
4. Чем отличаются басни от сказок (сказка - это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека)