Получи документы

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Жанры фольклора»

Татьяна Новикова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Жанры фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы

Разработала и провела:

Новикова Татьяна Витальевна,

воспитатель группы № 6

МБДОУ №13 Центр развития ребенка

– детский сад г. Тула

Образовательные области: «познавательное развитие», «социальано-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему „Жанры фольклора“» размещена в разделах

Цель: Развитие речи и эмоциональной сферы детей.

Задачи:

Развивать интонационную выразительность речи; умение четко произносить звуки, фразы.

Формировать у детей живой интерес к театральной игре.

Активизировать словарный запас детей.

Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Методические приемы:

Наглядный: показ демонстрационного материала – предметы домашнего обихода.

Игровой: пальчиковая гимнастика «большой – маленький», хороводная игра «Тень – потетень», оркестр народных инструментов, сюрпризный момент.

Практический: словесные упражнения по соотнесению жанра с произведением.

Предварительная работа: разучивание жанров фольклора, пальчиковой гимнастики, разучивание хороводной игры.

Музыкальное оформление занятия:

Фонограмма «Тень - потетень»

Фонограмма «Как у наших у ворот»

Материал: кукла-Домовёнок, ширма, маски, музыкальные инструменты (бубен, колотушка, бубенцы, деревянные ложки, дудочка, колокольчик, оберег – домовёнок.

Предметы русского быта: кочерга, ухват, чугунок, самовар, лапти, рушник, керосиновая лампа.

Ход НОД:

Воспитатель: - Дети, сегодня мы с Вами вновь собрались в нашей уютной избе, чтобы отправиться в далёкое прошлое. Посмотрите и назовите, какие предметы здесь находятся на столе, объясните мне, для чего они «служили» людям. Как применялись эти вещи? ( Дети: кочергой ворошили золу в печи, ухватом вытаскивали из печи чугунок, в чугунке варили еду, самовар собирал всю семью за столом, лапти обували на ноги, рушником вытирали руки, керосиновая лампа освещала избу. Всё это - предметы русского быта.)

Воспитатель: - Но люди не только готовили еду, мастерили поделки, занимались хозяйством, но ещё и умели шутить, веселиться, петь песни и водить хороводы. Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с русским фольклором. Давайте вспомним, какие жанры фольклора Вы знаете? ( Дети: колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, скороговорки, считалки, загадки, сказки, дразнилки, мирилки, народные игры, чистоговорки, пословицы, поговорки, небылицы-перевёртыши и т. д.)

Игра с детьми на знание жанров фольклора. Воспитатель называет жанр фольклора, а ребенок цитирует.

Воспитатель: давайте эту потешку расскажем и покажем все вместе.

Пальчиковая гимнастика, используя потешку «Большой-маленький» :

Жили-были мальчики, маленькие пальчики, (раскрываем ладошку, пальчики растопырены)

Самый старший - БОЛЬШОЙ-косил сено за рекой, (сгибаем-разгибаем большой пальчик)

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ с порога провожал его в дорогу, (сгибаем-разгибаем указательный пальчик).

СРЕДНИЙ – сено ворошил, (сгибаем-разгибаем средний пальчик). А МИЗИНЧИК – малышок (сгибаем-разгибаем мизинчик) в печке каши грел горшок, стол к обеду накрывал, да к обеду братцев ждал.

Воспитатель: В русских селениях, деревнях люди верили, что существует хозяин, хранитель дома, который оберегает их жилище и хозяйство от всех неприятностей. И в нашей избе тоже есть хозяин. Знаете, как его зовут? Послушайте загадку: Он за печкой жил, С ребятишками дружил, и хозяйке помогал, Всех гостей он развлекал. Он за печкою сидит, Иногда слегка ворчит, А вообще он удалой, Самый лучший в мире – ДОМОВОЙ. Как ласково назвать? – Домовёнок.

И нашу группу тоже охраняет домовёнок. И зовут его КУЗЯ! Давайте позовём его! – Кузя, ау! Кузя, ау! Сыграем кА мы с вами в народную игру «Аюшки».

-Кузя!

- Аюшки!

- Где ты был?

- У бабушки!

- Что принёс?

- Оладушки!

- Где же они?

- Под лавкой!

- Экий Кузя ты чудак!

- А вы детки, как?

- А мы бы оладушки на стол положили, да и съели!

- Ладно, в другой раз так и сделаю.

- Кузя!

- Аюшки?

- Где ты был?

- У бабушки!

- Что принёс?

- Сапожки!

- Где же они?

- А я сделал так, как вы велели: на стол поставил и съел. (Дети смеются над Кузей)

Домовенок: - Вы меня звали? (Да, здравствуй, Кузя) Какие вы все нарядные, красивые, опрятные. Хотите со мной поиграть? Внимательно слушайте, а потом ответьте, какие народные музыкальные инструменты будут сейчас звучать за ширмой. (Звучат музыкальные инструменты, дети отгадывают, домовёнок отдаёт инструменты).

Воспитатель: - Домовёнок Кузя, дети всё правильно назвали и хотят исполнить для тебя русскую народную песню «Как у наших у ворот».

Исполнение песни, используя музыкальные инструменты.

Домовё нок: Молодцы, детишки, девчонки и мальчишки. А знаете ли вы народные игры?

Воспитатель: Конечно! Давайте позабавим домовёнка русской народной игрой «Тень – потетень». Выходи малый народ в большой и дружный хоровод.

Игра-инсценировка «Тень-потетень» (используя маски).

Домовё нок: Молодцы, я остался всем доволен.

Процветайте, не хандрите

Домового все кормите!

Дайте кружечку воды

И немножечко еды.

И тогда, тогда, тогда

Я защитник ваш всегда!

Воспитатель: Дети, давайте угостим Кузю пирожком и молочком.

Домовё нок: Спасибо! И я для вас припас подарочек. Вот-вот сейчас достану. Чтобы вы были все здоровы, бодры. Не было болезней и ссор примите на память мой оберег. До свидания!

Воспитатель: Спасибо Кузя за подарок. Этот оберег мы повесим в нашей группе, ведь в старину было поверье, что он охраняет дом от всех неприятностей. Вот и закончилось наше занятие, на котором мы с вами познакомились с домовёнком Кузей, который живёт и охраняет нашу группу.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Домашние животные» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема «Одежда». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 комбинированного вида» Конспект непосредственно-образовательной.

Конспект НОД по развитию речи посредствам малых жанров фольклора во второй младшей группе. В гости к бабушке. Цель: -Приобщать детей к народным традициям; -формировать желание к инсценировкам и играм с использованием русского народного фольклора;.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание на тему — Наш живой уголок Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание на тему из личного опыта – «Наш живой уголок» Цели: 1.

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе. Тема: «По сказкам Корнея Чуковского».Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе. Тема: «По сказкам Корнея Чуковского». Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Обучение рассказыванию. Сюжетно-ролевая игра «Выставка платков» Программное содержание : учить детей составлять рассказы – описания различных платков, задавать вопросы и отвечать на них, активизировать.

Занятие по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклораЗанятие по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора "Я на горку шла"Цель: Познакомить детей с пьесой; учить определять ее характер, точно передавать ритмический рисунок пьесы на музыкальных.

Развитие речи детей в игровой деятельности с применением русского народного фольклора в режимных моментах ТЕМА: «В ГОСТИ К СКАЗКЕ К. И. ЧУКОВСКОГО «МОЙДОДЫР». Цель: Приучать детей следить за своим внешним видом. Правильно пользоваться мылом, водой.

Серия НОД по развитию речи в старшей группе. Лексическая тема «Весна» Занятие №1.«Весна идет, весне дорогу!». Программное содержание: - учить детей составлять рассказ по серии картинок; - расширять глагольный.

Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Дикие животные» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Дикие животные» Образовательные цели: 1. Закрепление знания детей о животных; их названиях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Жанры фольклора»
Опубликовано: 7 сентября 2015 в 15:26
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Жанры фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД