Татьяна Новикова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Жанры фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала и провела:
Новикова Татьяна Витальевна,
воспитатель группы № 6
МБДОУ №13 Центр развития ребенка
– детский сад г. Тула
Образовательные области: «познавательное развитие», «социальано-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему „Жанры фольклора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Цель: Развитие речи и эмоциональной сферы детей.
Задачи:
Развивать интонационную выразительность речи; умение четко произносить звуки, фразы.
Формировать у детей живой интерес к театральной игре.
Активизировать словарный запас детей.
Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Методические приемы:
Наглядный: показ демонстрационного материала – предметы домашнего обихода.
Игровой: пальчиковая гимнастика «большой – маленький», хороводная игра «Тень – потетень», оркестр народных инструментов, сюрпризный момент.
Практический: словесные упражнения по соотнесению жанра с произведением.
Предварительная работа: разучивание жанров фольклора, пальчиковой гимнастики, разучивание хороводной игры.
Музыкальное оформление занятия:
Фонограмма «Тень - потетень»
Фонограмма «Как у наших у ворот»
Материал: кукла-Домовёнок, ширма, маски, музыкальные инструменты (бубен, колотушка, бубенцы, деревянные ложки, дудочка, колокольчик, оберег – домовёнок.
Предметы русского быта: кочерга, ухват, чугунок, самовар, лапти, рушник, керосиновая лампа.
Ход НОД:
Воспитатель: - Дети, сегодня мы с Вами вновь собрались в нашей уютной избе, чтобы отправиться в далёкое прошлое. Посмотрите и назовите, какие предметы здесь находятся на столе, объясните мне, для чего они «служили» людям. Как применялись эти вещи? ( Дети: кочергой ворошили золу в печи, ухватом вытаскивали из печи чугунок, в чугунке варили еду, самовар собирал всю семью за столом, лапти обували на ноги, рушником вытирали руки, керосиновая лампа освещала избу. Всё это - предметы русского быта.)
Воспитатель: - Но люди не только готовили еду, мастерили поделки, занимались хозяйством, но ещё и умели шутить, веселиться, петь песни и водить хороводы. Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с русским фольклором. Давайте вспомним, какие жанры фольклора Вы знаете? ( Дети: колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, скороговорки, считалки, загадки, сказки, дразнилки, мирилки, народные игры, чистоговорки, пословицы, поговорки, небылицы-перевёртыши и т. д.)
Игра с детьми на знание жанров фольклора. Воспитатель называет жанр фольклора, а ребенок цитирует.
Воспитатель: давайте эту потешку расскажем и покажем все вместе.
Пальчиковая гимнастика, используя потешку «Большой-маленький» :
Жили-были мальчики, маленькие пальчики, (раскрываем ладошку, пальчики растопырены)
Самый старший - БОЛЬШОЙ-косил сено за рекой, (сгибаем-разгибаем большой пальчик)
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ с порога провожал его в дорогу, (сгибаем-разгибаем указательный пальчик).
СРЕДНИЙ – сено ворошил, (сгибаем-разгибаем средний пальчик). А МИЗИНЧИК – малышок (сгибаем-разгибаем мизинчик) в печке каши грел горшок, стол к обеду накрывал, да к обеду братцев ждал.
Воспитатель: В русских селениях, деревнях люди верили, что существует хозяин, хранитель дома, который оберегает их жилище и хозяйство от всех неприятностей. И в нашей избе тоже есть хозяин. Знаете, как его зовут? Послушайте загадку: Он за печкой жил, С ребятишками дружил, и хозяйке помогал, Всех гостей он развлекал. Он за печкою сидит, Иногда слегка ворчит, А вообще он удалой, Самый лучший в мире – ДОМОВОЙ. Как ласково назвать? – Домовёнок.
И нашу группу тоже охраняет домовёнок. И зовут его КУЗЯ! Давайте позовём его! – Кузя, ау! Кузя, ау! Сыграем кА мы с вами в народную игру «Аюшки».
-Кузя!
- Аюшки!
- Где ты был?
- У бабушки!
- Что принёс?
- Оладушки!
- Где же они?
- Под лавкой!
- Экий Кузя ты чудак!
- А вы детки, как?
- А мы бы оладушки на стол положили, да и съели!
- Ладно, в другой раз так и сделаю.
- Кузя!
- Аюшки?
- Где ты был?
- У бабушки!
- Что принёс?
- Сапожки!
- Где же они?
- А я сделал так, как вы велели: на стол поставил и съел. (Дети смеются над Кузей)
Домовенок: - Вы меня звали? (Да, здравствуй, Кузя) Какие вы все нарядные, красивые, опрятные. Хотите со мной поиграть? Внимательно слушайте, а потом ответьте, какие народные музыкальные инструменты будут сейчас звучать за ширмой. (Звучат музыкальные инструменты, дети отгадывают, домовёнок отдаёт инструменты).
Воспитатель: - Домовёнок Кузя, дети всё правильно назвали и хотят исполнить для тебя русскую народную песню «Как у наших у ворот».
Исполнение песни, используя музыкальные инструменты.
Домовё нок: Молодцы, детишки, девчонки и мальчишки. А знаете ли вы народные игры?
Воспитатель: Конечно! Давайте позабавим домовёнка русской народной игрой «Тень – потетень». Выходи малый народ в большой и дружный хоровод.
Игра-инсценировка «Тень-потетень» (используя маски).
Домовё нок: Молодцы, я остался всем доволен.
Процветайте, не хандрите
Домового все кормите!
Дайте кружечку воды
И немножечко еды.
И тогда, тогда, тогда
Я защитник ваш всегда!
Воспитатель: Дети, давайте угостим Кузю пирожком и молочком.
Домовё нок: Спасибо! И я для вас припас подарочек. Вот-вот сейчас достану. Чтобы вы были все здоровы, бодры. Не было болезней и ссор примите на память мой оберег. До свидания!
Воспитатель: Спасибо Кузя за подарок. Этот оберег мы повесим в нашей группе, ведь в старину было поверье, что он охраняет дом от всех неприятностей. Вот и закончилось наше занятие, на котором мы с вами познакомились с домовёнком Кузей, который живёт и охраняет нашу группу.