Екатерина Айзина
Серия НОД по развитию речи в старшей группе. Лексическая тема «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №1.«Весна идет, весне дорогу!».
Программное содержание:
- учить детей составлять рассказ по серии картинок;
- расширять глагольный словарь по теме;
- закреплять названия весенних месяцев,
- учить отвечать на вопрос «Что делает?».
Активизация словаря: названия детенышей диких животных, капель, проталина, ранняя.
Оборудование: картинки с весенними явлениями природы, мяч, модели «Круг» (по количеству детей, картинки с дикими животными и их детенышами, картинки для составления рассказа.
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
Организационный момент. Воспитатель предлагает детям улыбнуться друг другу, сесть на места.
Воспитатель загадывает загадку:
«Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?».
Воспитатель задает вопросы:
1. Какое сейчас время года? 2. Какие весенние месяцы вы знаете? 3. Какое время года было до весны? 4. Какое время года наступит после весны? 5. Какое время года бывает между зимой и летом? Дети отгадывают загадки и отвечают на вопросы воспитателя.
2. Основная часть.
Воспитатель: Весна прислала нам письмо с рассказом о себе. На доску выставляются картинки с весенними явлениями природы, дети комментируют. (Солнце, капель, проталины, ветка с почками, детеныши, птица). Весна – хлопочет, у нее много дел. Солнце что делает? (снег, сосулька, ручей, почки, листья, птицы, трава, деревья)
Игра «Весенние слова». Воспитатель предлагает детям встать в круг, кидает мяч, задает вопросы: 1. Весна какая? 2. Что может быть красивым весной? 3. Что можно делать с цветами весной? 4. Какие весенние цветы вы знаете?
Составление рассказа по серии картинок. Дети выходят к доске, последовательно располагают картинки, составляют рассказ. Остальные дети за столами работают с моделью «Круг», определяя структуру рассказа.
Пришла весна. Ярко светит солнце. Зазвенела капель. Тает снег. Появляются проталины. На ветках набухли почки. Прилетают из теплых стран перелетные птицы. У животных родились детеныши. Итог занятия.
Занятие №2. «Наши перелетные друзья».
Программное содержание:
- продолжать знакомить детей с перелетными птицами,
- уточнять понятие «перелетные»,
-формировать грамматический строй речи,
- учить составлять описательный рассказ.
-закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Активизация словаря: перелетные, названия перелетных птиц, частей тела птиц.
Оборудование: картинки с перелетными птицами, схема для составления описательного рассказа.
Ход занятия:
Организационный момент. Повтори – не ошибись!
Аист – ласточка - грач;
Скворец – кукушка - журавль;
Лебедь – аист – кукушка;
Ласточка – грач – скворец.
Воспитатель: Отгадайте загадку и найдите на доске отгадку (на доске помещены картинки с перелетными птицами). Кто это? (перелетные птицы). Почему они так называются? Наступила весна, и мы встречаем наших перелетных друзей, вернувшихся с юга.
Дидактическая игра «4лишний». Лебедь, ласточка, журавль, голубь.
Воспитатель: Какая картинка лишняя и почему.
Игровое упражнение «Назови ласково». (Утка – уточка, чиж, соловей, журавль, скворец, цапля).
Игра «Один-много». (Журавль-журавлей, кукушка-кукушек, утка- уток, цапля-цаплей, грач-грачей, скворей-скворцов).
Физминутка «Улетают – не улетают».
Составление описательного рассказа по схеме. На доске-картинки с птицами. Воспитатель предлагает описать птицу по схеме, помогает вопросами в случае затруднения.
Итог занятия.
Занятие №3. «Мои любимые цветы». (Рассказы из личного опыта).
Программное содержание:
-продолжать учить детей рассказывать, передавая свои впечатления,
- упражнять в составлении описательных рассказов из личного опыта с опорой на схему,
-расширять и активизировать словарь по теме «Цветы»,
-развивать память, мышление, речевые навыки, диалогическую речь,
-воспитывать эстетические чувства,
- развивать интонационную выразительность речи.
Активизация словаря: природа, луг, цветок, мак, колокольчик, ромашка, незабудка, гвоздика, одуванчик, клевер, венок, стебель, лист, бутон, корень; луговой, красивый, яркий, нежный, душистый, рвать, собирать, охранять;
Оборудование: доска, картинки с изображением цветов, натюрморт с луговыми цветами, Схема для составления описательного рассказа, модель «Круг».
Ход занятия:
Организационный момент. Скажи наоборот.
Воспитатель: Сядет тот, кто закончит начатое мной предложение. Цветы бывают большие, а бывают… (маленькие). Цветы можно рвать, а можно… (сажать).Стебли у цветов могут быть длинные, а могут быть… (короткие). Листья у цветов могут быть широкие, а могут быть… (узкие). Лепестков у цветка может быть много, а может быть… (мало).
Упражнение «Что лишнее».На доске картинки луговых, садовых, комнатных цветов. Дети должны найти лишнюю картинку в каждом ряду (одуванчик, мак, ромашка, роза. Ландыш, незабудка, колокольчик, герань).
Физминутка «Весенняя игра».
Составление рассказа по схеме.
Воспитатель: У каждого человека есть самые любимые цветы. У вас есть любимые цветы? Они могут быть садовые, полевые, комнатные. Какие вы знаете полевые цветы? Садовые? Лесные? Сейчас вы будете рассказывать о своих любимых цветах. Рассказывать нужно по плану: что это за цветок, где он растет, какие части у нее есть, чем нравится.
Дети рассказывают: Это ромашка. Ромашка растет на лугу. У нее тонкие стебли, узкие длинные листочки, крупные цветы с белыми лепестками и желтыми серединками. Мне нравятся ромашки, потому что они очень красивые, нежные. (Воспитатель с детьми в процессе рассказа работает с моделью «Круг» для определение структуры).
Воспитатель: «Многие поэты посвятили свои стихи этим замечательным дарам природы, украшающим нашу жизнь». (Воспитатель читает детям стихотворения Е. Серовой «Подснежник», Е. Благининой «Одуванчик». Итог занятия.
Занятие №4. «Наши любимые насекомые».
Программное содержание:
- закреплять умение находить ошибки в предложении и исправлять их;
- развивать слуховое внимании,
-упражнять в согласовании существительных с прилагательными; образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-развивать словарь по теме, внимание, память.
Активизация словаря: название насекомых, ползает, жужжит, пищит, летающий, прыгающий.
Оборудование: загадки о насекомых, иллюстрации с изображением насекомых.
Ход занятия: Организационный момент.
- Назовите времена года, начиная с зимы.
- Какое время года я не назвала?
-Назовите весенние месяцы.
У нас сегодня гости. Отгадайте загадки и вы узнаете кто это.
Загадывание загадок о насекомых с выставлением картинок-отгадок, рассматривание насекомых.
Дидактическая игра «Подбери словечко». Бабочка (какая, (муравей, пчела, божья коровка, кузнечик, жук, стрекоза, шмель, комар, муха).
Что могут делать насекомые? (летать, прыгать, кусаться, собирать нектар, прятаться, жужжать, пищать, стрекотать).
Ребята, нам пришло письмо от Незнайки. Но Незнайка как всегда все перепутал, послушайте письмо и исправьте ошибки. (Бабушка летает около цветка. Лук ползет по веточке. Пила летит и жужжит. Воробей залез в муравейник. Самовар укусил Машу).
Физминутка «Мы-жуки».
Воспитатель: Давайте сделаем нашим гостям приятное и ласково их назовем. (Комар (комарик, комаришка); муха, пчела, стрекоза, жук, муравей).
А сейчас поиграем в игру «Так бывает или нет». Слушайте меня внимательно и исправляйте ошибки. (Дети ловят жуков. Девочка укусила пчелу. Девочка поймана бабочкой).
Итог занятия.
Занятие №5. «Весенний калейдоскоп». (Обобщающее занятие по теме «Весна»).
Программное содержание:
- расширять, обобщать и закреплять полученные представления детей о весне
- развивать слуховое внимание,
- упражнять в согласовании существительных с прилагательными; образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- упражнять в подборе слов, близких по смыслу, противоположных по смыслу.
- развивать словарь по теме, внимание, память.
Оборудование: загадки о насекомых, иллюстрации с изображением насекомых.
Ход занятия: Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о весне, но не просто говорить,а соревноваться в своих знаниях о ней.
Дети делятся на 2 команды «Ромашки» и «Незабудки».
Воспитатель: Весна - прекрасное время года. Назовите изменения, которые происходят в природе с приходом весны.
А вы знаете, какие птицы прилетают к нам весной? Победит та команда, которая больше назовет перелетных птиц.
Задание «Найди точное слово». Весна ранняя…. (еще какая). Погода теплая…. (еще какая).
Задание «Подбери слова». Подберите слова, близкие по смыслу к слову «солнечное», «хмурое». (Команды подбирают слова).
Задание «Скажи наоборот» (подбор слов, противоположных по смыслу): весенний, солнечный, дождливый, холодный. Воспитатель: А теперь сами придумайте пары слов, противоположные по смыслу.
Физминутка. (Дети выполняют предложенные движения: сесть, присесть, подпрыгнуть, перепрыгнуть, выпрыгнуть).
Дид. игра «Чьи детки?». У зайцев родились… (зайчата). У медведей (лис, белок, ежей, лосей, волков)
Задание «Назови ласково». Птица, комар, облако, трава, цветок.
Подведение итогов занятия.