наталья Бобылева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам» с использованием ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, развитие творческого мышления и воображение дошкольников с использованием технологий ТРИЗ.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Программные задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Путешествие по сказкам“ с использованием ТРИЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Образовательные: развивать связанную речь, совершенствовать навык составления волшебной сказки; закреплять умение подробно и логически последовательно излагать действия персонажей; Учить отвечать полными предложениями, упражнять в образовании антонимов, формировать умение придумывать загадки, составлять рассказ – цепочку, составлять рассказ о предмете
Развивающие : учить находить противоречия в предметах и явлениях, развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение.
Воспитательные: воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать; воспитывать интерес к устному народному творчеству, к окружающему миру; воспитывать умение работать в коллективе.
Методы и приемы: игровые, рассматривание, чтение загадок, методы ТРИЗ (системный оператор, д/игра «Хорошо – плохо», составление загадок отрицаний с опорой на признаки, д/игра «Объяснялки»).
Материалы, оборудование: Презентация, сундучок с загадками и сюрпризом.
Предварительная работа: знакомство с символами ТРИЗ, игры по ТРИЗ, чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Вводная часть
Дети заходят под музыку «В гостях у сказки».
Приветствие гостям.
Деятельность воспитателя
Художественное слово.
Беседа с детьми «За что мы любим сказки?»
Д/игра «Узнай сказку по загадке»
В. Предлагает отправиться в путешествие по сказкам.
Деятельность детей
Свободное общение с воспитателем и детьми.
Ожидаемый результат
Созданы условия для развития слухового внимания, активизируется и расширяется словарь детей, формируется умение высказывать свое мнение.
Основная часть.
Деятельность воспитателя
Презентация иллюстраций к сказкам. Предложить детям угадать сказку и выполнить задания сказочных персонажей.
Сказка «Снегурочка». Задание «Разгадай тайну». Д/игра «Плохо – хорошо» (ТРИЗ)
Деятельность детей
Дети превращаются в сыщиков и раскрывают «тайну» снега. Выявляют противоречия и называют признаки.
Ожидаемый результат
Формируется умение выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
развивается словесно логическое мышление.
Сказка «Тараканище». Составление рассказа о предмете.
Деятельность воспитателя
Презентация иллюстраций к сказкам. Предложить детям угадать сказку и выполнить задания сказочных персонажей.
Воспитатель предлагает детям вспомнить на каком транспорте передвигались медведи и комарики, и составить рассказ об этом средстве передвижения. Дети самостоятельно выбирают предмет, о котором будут составлять рассказ
Деятельность детей
Дети составляют рассказ на основе приема «Системный оператор» (ТРИЗ).
Ожидаемый результат
Развивается ретроспективный взгляд на предметы, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения
Сказка «Колобок». Метод составления загадок - отрицаний используя признаки (ТРИЗ).
Деятельность воспитателя.
Презентация иллюстраций к сказкам. Предложить детям угадать сказку и выполнить задания сказочных персонажей.
Воспитатель сообщает детям о желании Колобка услышать загадку о себе или других героях его сказки. Детям предоставляется право самостоятельного выбора.
Деятельность детей
Дети придумывают загадку используя признаки предмета и образные характеристики (найди похожее, используют слова «Но не…»
Ожидаемый результат
Формируются навыки речевой творческой деятельности детей ; закрепляется навык по созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.
Сказка «Волк и семеро козлят». Д/игра «Скажи наоборот».
Деятельность воспитателя.
Презентация иллюстраций к сказкам. Предложить детям угадать сказку и выполнить задания сказочных персонажей.
Деятельность детей
Игра с мячом, дети придумывают антонимы к заданным словам.
Ожидаемый результат.
Созданы условия для развития слухового внимания, активизируется и расширяется словарь детей,
Сказка «Гуси – лебеди». Д/игра «Объяснялки» (ТРИЗ).
Деятельность воспитателя.
Презентация иллюстрации к сказке (Яблоня). Яблоня просит придумать интересный рассказ о ней и велосипеде.
Деятельность детей
Дети составляют объяснение (цепочку-рассказ, как от яблони перейти к велосипеду. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.
Ожидаемый результат.
Формируется умение строить цепочку из предложений, связывая их по смыслу. Развитие связной речи, логического мышления, творческого воображения
Сказка «Теремок». Д/игра «Расставь по порядку».
Деятельность воспитателя.
Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке "Теремок", но все герои перепутаны. Воспитатель спрашивает детей, смогут они расставить всех героев по порядку.
Деятельность детей
Дети находят ошибки художника, исправляют их, объясняют свой выбор.
Ожидаемый результат.
Созданы условия для развития зрительного внимания, формируется грамматический строй речи (согласование порядковых числительных и существительных, употребление их в речевых конструкциях, формируется умение высказывать свое мнение.
Рефлексия.
Итог деятельности.
Деятельность воспитателя
Организация беседы по вопросам.
В каких сказках побывали? Что понравилось? Что было самым интересным?
Деятельность детей
Свободное общение детей с воспитателем.
Ожидаемый результат
Созданы условия для осмысления детьми их деятельности во время НОД.