Екатерина Карташова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство со сказками народов Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие.
Программные задачи:
- воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.
- продолжать знакомить детей со сказками о родине, дружбе, труде
- продолжать знакомить детей с пословицами и поговорками народов Поволжья.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Знакомство со сказками народов Поволжья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, используя распространенные предложения.
- развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки.
- введение в словарь новых слов.
Материал к занятию:
куклы в национальных костюмах, карта, слайды, музыка, магнитофон, экран, проектор, набор заготовки для «ковра-самолета» /лоскутки ткани/.
Предварительная работа:
- чтение народных сказок, былин, песенок.
- заучивание пословиц, поговорок, загадок.
- слушание песен, музыки, разучивание танцев.
- беседа о быте, обычаях народов Поволжья.
- рассматривание предметов быта.
-изготовление кукол в национальных костюмах.
Ход занятия:
Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живем? Правильно, мы живем в России. Скажите, а как велика наша страна? Правильно, Россия – самое большое государство мира.
А где живем мы с вами, в каком селе, городе? Правильно, мы живем в городе Казани. Скажите ребята, а есть что-то интересное и замечательное в нашем городе? Правильно это самая прекрасная река Европейской части России – Волга. На берегу Волги живут люди разных национальностей. Все они - народы Поволжья. Ребята, а какие народы живут в нашем районе? (русские, чуваши,татары, марийцы, татары, ….) Молодцы!
Да, в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей. Каждый народ сохраняет свою культуру, свои обычаи, устное народное творчество. Мы с вами знакомились с культурой, архитектурой, музыкой, костюмами народов Поволжья. А вот стоят и куклы в национальных костюмах, Давайте рассмотрим их. /Дети рассказывают о национальных костюмах/. А не хотели бы вы побывать в сказках народов Поволжья, с которыми мы знакомились? (Утвердительные ответы детей)
Давайте с вами отправимся в путешествие, а для этого нам нужно средство передвижения. Чтобы мы могли преодолеть реки, степи, перелески, горы…. что бы вы предложили? Ковер – самолет. Давайте его смастерим из цветных лоскутов. В Волшебном сундучке они лежат. Молодцы, а теперь волшебные слова:
Наш ковёр летит и мчится,
Трудностей мы не боимся.
В сказочный мир попадём,
И героев позовём!
Ребята мы попали в татарское село. Сейчас я загадаю вам татарские загадки, а вы попробуйте их отгадать:
«Полна печь ватрушек, в середине – один калач». (Небо, звезды, месяц)
«Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет». (Мороз)
«Полна красная печь черненьких лепешек». (Арбуз)
Молодцы! Ах, что это за чудное пение, кто поет? /соловей/.
Давайте вспомним татарскую народную сказку «Соловей».
Да, ребята, соловей скучал по своему дому, по своей Родине. Мы с вами тоже скучаем по дому, когда бываем далеко от него. Какие вы знаете пословицы о Родине:
Без воды земля пустырь, без Отчизны слаб батыр.
Человек без Родины – соловей без песни.
Выложите название сказки на магнитной доске.
Чувашская кукла рядом стоит,
И вот что она передать вам велит:
«Я в Чувашии живу,
Я Чувашию люблю.
Любит праздник мой народ,
В праздник пляшет и поёт.
Чувашский наш костюм стозвонный
Оберегаем все, любя.
На «Акатуй» - на праздник званный
Мы приглашаем, друг, тебя!»
Сегодня я вас познакомлю с чувашской народной сказкой «Мышка вострохвостик»
Чтение чувашской народной сказкой «Мышка Вострохвостик».
Восп: Чувашская народная сказка «Мышка Вострохвостик».
Чтение сказки
В. -А теперь побеседуем по содержанию сказки.
Беседа по содержанию сказки :
1. О ком эта сказка? (О мышке вострохвостике)
2. Как вы думаете, кто главный герой этой сказки? (главный герой этой сказки мышка вострохвостик)
3. А как вы понимаете слово вострохвостик (у мышки тонкий, острый хвост). Ладья (большая лодка). Хуплу (пирог закрытый с мясом)
4. О чем мечтала Мышка? Как она говорила о своем путешествии? (мышка мечтала путешествовать. Хочу поглядеть, как живут в неведомых краях, и узнать, нет ли там сладких корешков мне на зубок).
3. Кто просился к Мышке на кораблик? ( К мышке на кораблик просились: зайка, лисичка, волк и медведь).
4. Что они обещали? (Они обещали быть мышке настоящими друзьями).
5. Почему кораблик перевернулся? (потому что на кораблике произошел спор между зверями. Все большие звери обидели маленькую мышку. Мышка испугалась, задрожала, хвостиком вильнула и парус повалила).
6. Как вы думаете, стали ли звери настоящими друзьями Мышке Вострохвостику? (Ответы детей).
Посмотрите ребята, что за головоломка нам попала, давайте прочитаем, что же здесь зашифровано. «Поспешишь – людей насмешишь»
Выложить из карточек поговорку.
Чья это поговорка? Правильно, русская поговорка, а в каких сказках спешка чуть не привела к неудаче? (Три поросенка. Заюшкина избушка. Волк и семеро козлят).
Молодцы!
Ребята, а в какую сказку мы сейчас попали?
Посмотрите ребята на картинку /гуси лебеди/ и составьте по ней описательный рассказ.
Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни - добру и любви.
Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к берёзке, к ручейку, к старичку, даже к Кощею Бессмертному.
- Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые?
- Я предлагаю поиграть в игру.
Игра «Волшебный узелок»
- В этом волшебном узелке спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить какие из них хорошие, добрые, а какие злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если из узелка вы достанете доброго героя, то положите на желтый круг, но, если вы достанете злого героя, то положите на черный круг.
- Посмотрите и скажите, какие герои встречаются в сказках чаще хорошие или плохие? Вы хотели бы дружить с этими героями? (Ответы детей).
- Я думаю, что они не такие уж плохие, а очень несчастные, потому что у них совсем нет друзей, и, наверное, им очень хотелось бы с кем-то подружиться.
- И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать большое сердце доброты.
Игра “Сердце доброты”
Дети готовые детали из бумаги, складывают их вместе, типа “пазлы”, наклеивают, получается большое сердце.
- Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать хорошо заниматься.
- Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.
Молодцы ребята. Видите, какое интересное путешествие мы с вами совершили, как много сказок у народов разных национальностей. Какие сказки мы сегодня вспомнили? Про что эти сказки? Чем заканчиваются сказки?
Правильно, ребята. В Сказке хорошо, а нам пора возвращаться домой, в наш детский сад. Как мы попадем назад, верно, садимся на ковер и на наш ковер бегом. Слова волшебные повторяем и в садик родной прилетаем.
Тах – ти – би- дох– ти – би- дох– ти – би- дох.
Один, 2, 3, 4, 5 – мы готовимся взлетать. (Загибаем пальчики на руках.) Высоко взлетаем, в садик попадаем.
Вот мы и вернулись в садик. Вам понравилось наше путешествие? Как мы попали в сказочную страну?