Галактионова Нурхан Аркадьевна
Приобщение детей культуре народов Поволжья
▼ Скачать + Заказать документы
Данную тему выбрала не случайно, ее считаю очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произошли перемены к лучшему. Возрождаются забытые народные традиции и обычаи, знакомить с которыми необходимо не только детей, но и их родителей.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание любви к родному краю. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с тра-дициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Публикация «Приобщение детей культуре народов Поволжья» размещена в разделах
Россия – многонациональное государство, в котором проживают пред-ставители многих народностей. Несмотря на то, что у каждого народа свой язык, своя история и традиции, все мы – единая дружная семья.
Каждый народ соблюдает свои национальные традиции и обычаи, которые бережно передаются из поколения в поколение и являются данью уважения к предкам.
Считаю, что особую роль в приобщении дошкольников к культуре народов Поволжье, играют экскурсии с детьми в Краеведческий музей города, так - как они позволяют сделать процесс ознакомления детей с культур-ным наследием и традициями народов Поволжья более интересным и дина-мичным, помогают «погрузить» ребенка в предмет изучения, сопереживания с изучаемым объектом.
Поэтому в настоящее время в нашем детском саду мы проявляем всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Для этого мы используем в своей работе одну из форм ознакомления детей с род-ным краем – организация мини-музея в группе.
На базе старшей группы создан мини - музей «Культура народов По-волжья». Идею создания подсказали сами дети. Начиналось все с одной иг-рушки - тряпичной куклы - оберега. Из полученного результата куклы - обе-рег, дети были очень довольны своим творением. В связи с этим у детей по-явилась заинтересованность в создании мини - музея. Дети проявляли инициативу для развития их собственного мини - музея «Культура народов Поволжья». Активное участие в сборе информации о культуре народов Поволжья принимали родители и воспитанники.
Наш детский сад посещают дети разной национальности. Большинство, конечно русские, но есть и татары, и чуваши, и казахи, и мордва. Изучив литературу о народах, их традициях, мы решили дополнить музей экспонатами, связанными с традициями народов Поволжья. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях я рассказываю детям о народах Поволжья, их быте, культуре, играем в различные национальные игры.
Рассматривая жилища различных народов, мы заметили, что на домах имелась резьба, роспись. Домовая резьба занимала особое место, благодаря ей каждый дом имел свое «лицо». В связи с большой заинтересованностью детей, мы совместно создали макеты жилища народов Поволжья - русская, чувашская и мордовская-избы, татарская изба - «уй» и казахская дом -«юрта». Расписали орнаментами присущие каждому народу.
Рассматривая иллюстрации с костюмами народов Поволжья, дети по-дали мне идею на создания кукол в национальных костюмах. Дети решили, что куклы будут особенны тем, что вся работа будет сделана нашими руками - даже куклы. Пошив кукол создал очень дружелюбную атмосферу в группе. Каждая куколка несла свою особую информацию, так как эти куклы были творением детей. И назвали мы их «Хоровод дружбы».
Изучая творчество народов Поволжья, мы узнали, что у каждого народа есть свои творческие развития. Русские славятся росписями - хохломская, городецкая, жостовская и другими. Татары и Казахи тоже любят расписывать изделия, но большее предпочтение отдают украшению народных костюмов - вышивке бисером. Чуваши тоже любят вышивать, а мордва - лепить. Сделав вывод, дети решили, что в нашем мини - музее должна присутствовать частичка творчества каждого народа. Мы изготовили макет печи и расписали ее элементами хохломской росписи. Сделали аппликации головных уборов и украшений народов Поволжья - русский народный головной убор-кокошник, тюбетейка - татарский летний головной убор, чувашское украшение из монет - тенкёллё мая. Дети вышивали чувашский орнамент солнце - узором косичка. Лепили из белой глины - мордовские колокольчики.
Родители воспитанников были заинтересованы и хотели, что бы их ребенок получил как много больше знаний. Каждый родитель хотел поделиться тра-дициями своего народа. Взаимодействие педагога и родителей построено по принципу сотрудничество, что обусловливает эффективность процесса при-общение дошкольников к культуре разных народов. Родители приходят и рассказывают о культуре и традициях не только своего народа но и других народов.
Дети проявляют сильную заинтересованность, совместно с родителями дети изготовили: русскую избу, дымковскую деревню, чувашскую печку, лапи, казахскую тюбетейку и многое другое. Наш мини-музея - «Культура народов Поволжья» - пополняется изо дня в день.
Для закрепления детьми орнамента народов Поволжья, я сделала дидактическую игру «Собери костюм».
Дети участвовали в Международном конкурсе Детского рисунка и творчества «Традиции народов России». Были награждены дипломами.
Дети создали наш мини - музей «Культура народов Поволжья». Мои дети-экскурсоводы пригласили детей разных групп на экскурсию. Экскурсоводы делились полученными знаниями. По окончанию экскурсии экскурсоводы были поощрены призами.
По итогу проделанных нами работ хочу сказать, что ознакомление детей с культурой народов Поволжья способствует развитию познавательных способностей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к отечеству, интерес к самобытной русской, мордовской, чувашской, татарской, казахской культуре. Осуществляя комплексный подход к воспитанию детей, мы приобщаем дошкольников к истории и культуре народов Поволжья; воспитываем уважение и толерантности к людям всех национальностей. Между детьми сложились теплые, доброжелательные взаимоотношения. Воспитание у дошкольников толерантного взаимоотношения между детьми обеспечит в дальнейшем их успешную адаптацию и к условиям обучения в школе.