Любовь Изотова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по развитию речи в старшей группе
по теме «ОСЕНЬ»
Цель: обобщить знания детей по теме : “Осень”.
Задачи:
Образовательные:
Связная речь: развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять предложения об осени.
Звуковая культура речи : учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с].
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Грамматический строй речи : активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.
Формирование словаря: упражнять в подборе слов по теме.
Развивающие : систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.
Воспитательные: приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени.
Здоровьесберегаюшие:
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Оборудование:
• конверт с письмом и заданиями от Осени;
• 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
• листочки, вырезанные из салфеток;
• изображения символов звуков С и З- чайника и комара;
• наборы картинок для создания рассказа об осени;
• аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
• несколько половинок ватмана с изображением голых деревьев с одним листиком;
• много вырезанных листьев из цветной бумаги;
• клей-карандаш по количеству детей;
• угощение для детей - грибочки.
Ход НОД:
I. Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?
Тогда отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь только
Я елочек и сосен,
Кто я такая?
- Да, ребята, это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте?
Письмо:
«На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены, И зазолотились листья у берёзы.
Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.»
- Принимаем приглашение осени?
II. Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.
Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу
- Вот мы пришли в осенний лес.
Осенний лес - какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.
- А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.
(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
-Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?
- Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.
-Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.
Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?
- Опавшей листвой, грибами.
- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
III. Дыхательная гимнастика "Подуй на осенний листик" (из жёлтой салфетки)
Дети берут по одному листику, делают вдох носом, а выдох через рот губы трубочкой. Дети дуют на листик так, чтобы он как можно дольше продержался в воздухе и не падал.
Давайте присядем на этот осенний ковёр.
А зачем деревья сбрасывают осенью листву?
- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.
А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.
- Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?
IV. Вначале проведём разминку.
Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись. Повторяют за воспитателем:
Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай. кружатся, идут, приседают,
Ветер по лесу летал, ветер листики считал: Бегут на носочках, выполняя
лист кленовый, лист дубовый, взмахи кистями рук,
лист березовый резной,
лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной. затем загибают пальцы в кулак.
V. 1 задание «Отгадай загадку»
Первое задание называется «Отгадай загадку». Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!
1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?
- Лесник! Лесничий.
2) Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу?
- Лесовик!
3)Первый весенний лесной цветок - Пролесок
VI. 2 задание «Какое слово спряталось»
- Ребята, какое слово спряталось в словах лесной, пролесок, лесник, Лесовик, лесничество, лесочек, лесок? (воспитатель проговаривает медленно, выделяя слово лес).
- А ведь во всех этих словах спряталось слово лес: (воспитатель ещё раз проговаривает медленно, выделяя слово лес).
VII. 3 задание называется «Правильные слова».
Воспитатель показывает картинки-символы звуков С (чайник кипит) и З (комар летит)
Дети вспоминают эти звуки.
-Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – желтый листок. Давайте попробуем. (зззабор, ссссамолёт, ззззвезда, ссссумка, ззззаяц, ссссолнышко, ззззамок, ссссобака, ссссорока)
Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в тарелочки.
Садятся напенёчки-стульчики на поляне.
VIII. (Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени)
- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?
- Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.
Первая картинка солнечная, весёлая.
А на второй картинке?
- Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.
Эта картина уже не такая весёлая.
А на третьей картинке?
- Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.
-Какое время года изображено на первой картине?
Осень. Начало осени.
- А на этой?
Осень. Середина осени.
- А какое время года на третьей картине?
Осень. Конец осени.
- Почему про осень нарисованы три разных картинки?
Осень бывает разной. (Начало осени, середина осени - золотая осень, поздняя дождливая холодная осень и даже снежная)
IX. Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены листы с изображением голых деревьев. Осень предлагает вам составить осенние картины в память о нашем путешествии. Только будьте внимательными! Приклеивайте на дерево только его листики. На дуб - дубовый, на берёзу - берёзовый, на клён - кленовый, на липу - липовый.
(Дети приклеивают на деревья листики)
Итог занятия
Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети повторяют слова, кружатся.)
- Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат грибочки. Это Осень постаралась.
Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? (Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени.)
А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.
Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!