Наталья Аминева
НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи в старшей группе «Рябинка»
по теме «Осень».
Разработала:Аминева. Н. К.
Сургут 2017
Программное содержание:
Образовательные задачи.
Учить детей составлять описательный рассказ с использование мнемотаблицы
Расширять и закреплять представления детей о характерных признаках осени, активизировать словарь по данной теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия, развивать фразовую речь, подбирать антонимы.
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе по теме „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Совершенствование грамматического строя речи, закреплять умения согласовывать числительное с существительным.
Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ.
Учить правилам композиционного размещения предметов.
Развивающие задачи.
Развивать память, логическое мышление, фонематический слух, длительность плавного выдоха; зрительное и слуховое внимание, связную речь. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.
воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь самостоятельность инициативность и умение работать в команде. Закрепить навыки аккуратности. Развивать творчество. Учить доводить начатое дело до конца.
Материалы и оборудование:
Мнемозагадка, шкатулка, мяч, листочки, колокольчик, указатели для центров, картинки к игре «Разрезные картинки», природный материал, картон, бумага, клей, ватман, салфетки бумажные, раскраска «Осень» по количеству детей.
Словарная работа:
введение в активный словарь новых понятий и слов золотая, нарядная, разноцветная, солнечная, печальная, ненастная, дождливая, красивая, хмурая, ласковая, задумчивая, расписная, пестрая.
Предварительная работа; беседа о времени года осень, наблюдения в природе за осенними явлениями разучивание стихов, поговорок, пословиц и песен об осени, рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий; изготовление заготовок для мнемотаблиц, заучивание стихов, поговорок и пословиц об осени.
Ход занятия:
I. Приветствие.
Здравствуй солнце золотое, (руки вверх)
Здравствуй небо голубое (руки вверх)
Здравствуй вольный ветерок (руки вверху покачивают)
Здравствуй маленький дубок (присели на корточки)
Мы живем в родном краю, всех я вас приветствую. (Протягивают руки друг другу берутся за руки (улыбнемся друг другу и гостям)
II. Организационный момент:
Дети садитесь на стульчики посмотрите на доску и послушайте мнемозагадку
Вот художник так художник
Все вокруг позолотил
Даже самый лучший дождик
Эту краску не отмыл
Отгадать загадку просит,
Кто художник этот? (осень)
Дети: время года - осень. (под музыку появляется осень)
III. Мотивация
Осень : Здравствуйте ребята!
Я, Осень Золотая. Поклон вам мой друзья
Давно уже мечтаю. О встречи с вами я
Вы любите, когда я прихожу?
Я красоту повсюду навожу.
Воспитатель: Здравствуй Осень.
Дети: Здравствуй Осень!
Воспитатель: Ребята посмотрите какая осень к нам пришла?
Давайте порадуем осень и скажем какая она?
Дети: Осень золотая, нарядная, разноцветная, солнечная, печальная, ненастная, дождливая, красивая, хмурая, ласковая, задумчивая, расписная, пестрая.
Осень : Молодцы, ребята. (дети садятся).
Осень : Спасибо ребята.
Воспитатель: Осень в нашей группе есть копилка шкатулка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. Хочешь послушать осенние приметы и пословицы.
Осень : Конечно
Воспитатель:
В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Воспитатель открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.
Пословицы
Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет, и дождь за собой ведет. Егор
Красна весна цветами, а осень пирогами. Данила
Лето со снопами, осень с пирогами. Арсений
Грибок в кузовок - зимой будет пирожок. Даша
Приметы
Осенью паутина на ясную погоду. Андрей Гром в сентябре - теплая осень. Динислам
Много желудя на дубе - к лютой зиме. Софина
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая. Ариша
Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме. Артур
Если снег выпадает днем, то стает, если ночью - будет лежать прочно. Дима
Когда гусь улетает, снег выпадает.
Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась народными мудростями и вашими знаниями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду. Осень а тебе понравились приметы и пословицы?
Осень : Молодцы ребята.
Воспитатель: Дети давайте сыграем в игру «Назови признаки осени» будем передавать осенний листочек друг другу.
Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают.
-Осенью дни становятся короче. (а ночи длиннее)
- Осенью солнце… (светит, но слабо греет)
-Осенью на небе… (хмурые облака, из них идет дождь)
- Осенью деревья… (осенью роняют листья)
- Осенью на земле… (лежит золотой ковер)
-Осенью птицы … (улетают в теплые края, их называют перелетные)
- Осенью звери… (Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки)
- Осенью люди … (одеваются теплую одежду).
-Осенью листья - Листья осенью желтеют, опадают. Это явление называется листо-пад
-Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
-Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
-Насекомые осенью -Насекомые осенью прячутся в кору деревьев.
Воспитатель: Молодцы.
Физкультминутка:
Осень в гости к нам идет.
Ветер дует, дождик льёт.
Листья падают, кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Птицы все на юг летят,
Машут крыльями, спешат.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в интересную игру «Скажи наоборот» игра с мячом – антонимы.
холодно — жарко
легкий - тяжелый
сухой — мокрый
чистый — грязный
ясно — пасмурно
темно — светло
глубоко — мелко
высоко – низко
длинный-короткий
веселый-грустный
белое-черное
ранняя-поздняя
Воспитатель: Молодцы ребята. Осень тебе понравились ответы детей?
Осень : Да, молодцы.
(Звучит аудиозапись ветра)
Воспитатель: Осенний ветер разбросал разноцветные листья. Посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку,рассмотррите внимательно и скажите с какого дерева листочек? ( Дети собирают листья: осины, дуба, клена, рябины и называют
С клена – кленовый лист.
С дуба – дубовый лист.
С березы – березовый лист.
Воспитатель: А сейчас мы превратимся в осенний ветерок, положите листочки на ладошки и будем дуть.
Воспитатель: Очень хорошо у нас получился замечательный листопад. Ну почему же осень у нас такая грустная?
Осень. «Ребята ветер принес письмо! Злой колдун устроил путаницу в лесу: птицы ложатся в спячку, насекомые хотят улетать на юг, а животные вьют гнёзда. Помогите, ребята, пожалуйста!»
Воспитатель: Ну что? Поможем Осени вернуть всё на свои места. Тогда приступаем!
III. Презентация центров. (с осенними листочками)
Воспитатель: Сегодня работают три центра, каждый центр обозначен своей эмблемой, мы будем изготавливать мнемодорожки для составления рассказа об осени.
Центр искусства, здесь будут работать дети у которых березовые
листочки, в этом центре вы будете изготавливать мнемодорожку обозначающую погодные явления.
В центре естествознания – мнемодорожка обозначающая живую и неживую природу осенью, здесь будут работать дети у которых кленовые листочки.
В центре математики вы будите изготавливать мнемодорожку с содержанием: сад- огород, одежда, будут работать дети у которых дубовые листочки
IV. Выбор центров активности.
V. Работа в центрах активности.
Центр науки и естествознания
А: Как называется мнемодорожка которую мы будем делать?
Ответы детей:
А: Что относится к живой природе?
Ответы детей:
А: Кто относится к животному миру?
Ответы детей:
А: Что относится к растительному миру?
Ответы детей:
А: Что происходит осенью с деревьями?
Ответы детей:
А: Что происходит осенью с животными?
Ответы детей:
А: Что происходит осенью с птицами?
Ответы детей:
А: Что происходит осенью с насекомыми?
Ответы детей:
А: Что происходит осенью с животными?
Ответы детей:
А: Как называется явление, когда падают листья?
Ответы детей:
А: С помощью чего можно изобразить листопад?
Ответы детей:
А: А насекомых и животных мы будем делать из листьев.
Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. Белки, лисы, зайцы осенью линяют - меняют летний мех на теплый зимний. Прячутся насекомые в кору деревьев. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Центр математики
А. Как называется мнемодорожка которую мы будем делать?
Ответы детей:
А: С наступлением холодов как меняется одежда у людей?
Ответы детей:
А. Из предложенных образцов одежды выберем осеннюю.
Ответы детей:
А. А теперь давайте сложим из частей целое.
А: Какую работу люди выполняют в полях и огородах?
Ответы детей:
А. А теперь давайте сложим из частей целое.
А. Что собирают в лесу?
А. А теперь давайте сложим из частей целое.
Ответы детей:
Люди надевают тё плую одежду: плащи, куртки, головные уборы – шапки, платочки, обувь – сапоги и ботинки. Люди на полях и огородах собирают урожай овощей, в садах фруктов. В лесу собирают грибы и ягоды. Я люблю время года осень еще и потому что 1 сентября школьники идут в школу.
Центр искусства.
А. Как называется мнемодорожка которую мы будем делать?
Ответы детей:
А: Какие погодные явления происходят с наступление осени?
Ответы детей:
А. Какое солнце осенью? Из какого материала можно изобразить солнце?
Ответы детей:
А. Какое небо? Из чего сделаем небо?
Ответы детей:
А: Какие идут дожди? Какой материал будем использовать чтобы изобразить капли дождя?
Ответы детей:
А: Какая продолжительность дня и ночи? Найдите схему обозначающую продолжительность дня и ночи.
Ответы детей:
А. Какой осенью дует ветер? А ветер мы нарисуем.
Ответы детей:
Солнце светит. но греет слабо. Небо хмурое, часто идут долгие моросящие дожди. Дует холодный осенний ветер. Дни становится короче, а ночи – длиннее.
VI. Рефлексия
Воспитатель: Заканчиваем работу (звоню в колокольчик) дети подойдите ко мне. (дети подходят, работы детей раскладываю на столе, газету на мольберт)
Воспитатель: Напомните ребята, о чем говорилось в письме и о какой помощи попросила нас Осень?
Ответы детей: Злой колдун устроил путаницу в лесу: птицы ложатся в спячку, насекомые хотят улетать на юг, а животные вьют гнёзда.
Воспитатель: Осень, не волнуйся! Присаживайся! В лесу теперь все в порядке. Дети тебе расскажут, что у нас получилось.
Дети садятся на стульях и составляют рассказы.
Наступила долгожданная золотая осень. Солнце светит. но греет слабо. Небо хму-рое,часто идут долгие моросящие дожди. Дует холодный осенний ветер. Дни становится короче, а ночи – длиннее. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный и опадают, начинается листопад. Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. Белки, лисы, зайцы осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний. Прячутся насекомые в кору деревьев. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Люди надевают тё плую одежду: плащи, куртки, головные уборы – шапки, платочки, обувь – сапоги и ботинки. Люди на полях и огородах собирают урожай овощей, в садах фруктов. В лесу собирают грибы и ягоды. Я люблю время года осень еще и потому что 1 сентября школьники идут в школу.
Осень : Спасибо, ребята! Порадовали вы меня!
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? В какие игры играли? Какую работу выполняли в центрах?
Ответы детей:
Осень : Ребята, вы все молодцы и в игры умеете играть, и стихи рассказываете, я буду у вас в гостях три месяца. Назовите первый месяц. (Второй месяц, третий месяц, дети рассказывают стихи.
Сентябрь
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села, Даша
Мчатся птицы за моря
И открылись школы.
Октябрь
В октябре, в октябре Софина
Частый дождик на дворе.
Ноябрь
Поле черно-белым стало,
Капает то дождь, то снег, Ариша
А еще похолодало-
Льдом сковало воды рек.
Осень : Молодцы! У меня для вас есть подарки – осенние раскраски. А сейчас мне пора уходить, но мы с вами еще встретимся. До встречи, ребята.
Дети прощаются с осенью.
Воспитатель: Наше занятие окончено. Все молодцы!