Зайцева Инна Сергеевна
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Зима. Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели:
1. Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
2. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
3. Развитие связной речи (составление предложений по те-ме занятия «Зима. Зимние забавы»;
4. Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка сло-воизменения и словообразования;
• образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по лексической теме „Зима, Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
• образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффик-сами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»;
• изменение существительных по падежам Р. п, В. п);
• подбор и использование в речи родственных слов).
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие речевого дыхания, голоса, общей и тонкой ручной моторики, координа-ции речи с движением. Развитие зрительного, слухового внимания и логического мышления.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитание инициативности, самостоятельности, любви к зиме и зимним явлениям. Формирование навыка сотрудничества.
Оборудование: предметные картинки, мяч, искусственные снежинки, дидактиче-ский материал Коняхиной Н. «Снежный шар» и фонарь, магнитофон, диск с музы-кой.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
-Добре утро всем нам и нашим гостям.
2. Основная часть.
Знакомство с темой.
- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
-О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
-И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме (картинка с зимним пейзажем).
- Сколько месяцев зимой? (Зимой три месяца.)
- Назовите их, пожалуйста. (Декабрь, январь, февраль.)
-Какое время года идет перед зимой? (Перед зимой идет осень)
-Какое время года после зимы? (После зимы идет весна)
- Что отличает зиму от других времен года? Давайте вместе вспомним приметы зи-мы:
С неба падает (снег, дует холодный (ветер). Земля, дома покрыты… (снегом). Реки и озера замёрзли и покрыты… (льдом). Солнце светит, но… (не греет). День короткий, а ночь… (длинная). На улице (мороз). Люди одеты в… (зимнюю одежду).
Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой? (Образование относительных прилагательных)
Логопед предлагает варианты:
- Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);
- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)
- Если метет метель, то погода какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная, холодная, ветреная)
-Логопед: Ребята, наши язычки и глазки немного устали, давайте поиграем.
Гимнастика артикуляционная для глаз «Снеговик».
Зимним ясным деньком погуляем с язычком.
Посмотрел язык в окно, а на улице бело! (Рот широко открыт, «Иголочка»)
Справа снег, слева сугроб («Часики»)
И вокруг метет снежок («Кружок»)
Взял лопатку язычок («Лопатка»)
И пошёл кидать снежок («Качели»)
По дорожке поскакал («Лошадка»)
И на горку забежал («Горка»)
Веселился, улыбался («Заборчик»)
А потом лепил снежки («Футбол»)
Превратил снежки в комки («Толстячок»)
Друг на друга положил (Надуваем поочередно щеки)
Получился снеговик.
Подмигнул глазком (мигаем правым глазом)
Другим (левым)
И двумя глазами : миг (сильно зажмурить глаза и открыть)
«Ты не тай мой снеговик!» (водим вправо-влево указательным пальцем правой руки)
-Мы с вами на сегодняшнем занятии будем выполнять много интересных заданий, а все эти упражнения для вас приготовил наш снеговик.
-Посмотрите, какую коробку принес Снеговик! А в коробке — наши задания.
(Логопед по очереди достает из коробки Снеговика конверты, читает задания, написанные на конвертах).
1 задание Игра «Доскажи словечко» (Образование родственных слов).
Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте по-играем со словом «снег».
(Логопед читает стихотворение, а дети хором добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
Дыхательные упражнение «Снежинка»
Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
(Раздаёт снежинки).
-А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щё-ки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)
А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
- Ребята, подойдите, посмотрите на картинку. Здесь снежная пороша дорожки все…– (запорошила). Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Метель мела и все тропинки – (замела). Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила). Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
2 задание «Зимние забавы»
- Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я приготовила вам не совсем обычное задание. (волшебные шары и фонарик) Вы по очереди подходите ко мне, смотрите какая зимняя забава досталась и дополняете предложение.
-Что ты видишь на картинке? Найди такую же на столе (ребенок находит и крепит на картину). Какая красивая картина у нас получилась. Давайте придумаем рас-сказ.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре,
Загибают пальчики начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили –
«лепят» меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий
Показывают круг, сжимают ладони вместе,
Гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий.
Грозят пальчиком.
Раз – подбросим,
Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят
вверх.
Два – поймаем,
Ловят воображаемый снежок.
Три – уроним
Роняют воображаемый снежок.
И…сломаем.
Топают.
3 задание Дидактическая игра «Назови ласково». (Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных).
- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?
(Зимушка).
Мороз – (морозец).
Лёд – (ледок).
Холод – (холодок).
Снежинка – (снежиночка).
Метель – (метелица)
Снег- (снежок)
Ветер - (ветерок)
Сосулька - (сосулечка)
Горка – (горочка)
Холод – (холодок)
4 задание Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?» (Изменение существительных по падежам).
- Как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговиков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом.
(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.) «У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»
(Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.)
3. Заключительная часть.
- Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было трудным, что лёгким? (Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).
- Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание (звучит песня «Зима-красавица»).