Елена Егорова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Звук [Щ]. Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук [Щ]. Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]
Программное содержание:
Обучающие задачи:
1. Познакомить с правильным произношением [щ].
2. Учить дифференцировать звуки [ч] - [щ].
3. Закреплять умение образовывать слова с суффиксами - чк, - ищ.
Развивающие задачи :
1. Совершенствовать артикуляционную моторику, фонематический слух.
2. Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему „Звук [Щ], Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
3. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
1. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
2. Продолжать формировать умение слушать своих товарищей.
Структура (части, предполагаемое время) :
Игровая мотивация. (3 мин.)
1 часть. «Знакомство со звуком [щ]» (5 мин.)
2 часть. «В гостях у Гномика и Великана» (8 мин.)
Итог занятия. (2 мин.)
Общее время: 18 мин. (резервное время - 2 мин.)
Контроль над усвоением детьми программного содержания:
Игровая мотивация: беседа.
1 часть: беседа, уточняющие вопросы.
2 часть: игра. активизирующие вопросы, наблюдение за работой детей.
Итог занятия: опрос, итоговая беседа.
Организация детей в каждой части:
Игровая мотивация: стоят полукругом.
1 часть: стоят полукругом.
2 часть: выполняют движения, стоя на ковре, стоят около столов.
Итог занятия: стоят полукругом.
Оборудование: телевизор, магнитная доска.
Демонстрационный материал: видеозапись, аудиозапись, картинки с изображением Гномика, Великана.
Раздаточный материал: предметные картинки с точечным изображением щетки, чашки; картинка (щенок, ящик, чайник, бочка) для раскрашивания;
простой, зеленый карандаш на каждого ребенка,
Предварительная работа:
- познавательная деятельность: ознакомление детей с правильным произношением звука [ч];
- коммуникативная деятельность: обогащение словаря по темам «Овощи»;
- игровая деятельность: дидактические игры «Найди звук [ч]», Звуковые дорожки», «Назови ласково»; сюжетно-ролевая игра «Праздничное чаепитие»;
- художественно-продуктивная деятельность: рисование «Узор на чайнике», пластилинография «Чашка», лепка «Овощи»;
- художественная литература: проговаривание скороговорок, чистоговорок со звуком [ч], чтение русских народных потешек.
Содержание (ход) Методы и приемы
Игровая мотивация.
Звучит волшебная музыка.
В. : Вот звенит звонок веселый, приглашает поиграть! Сегодня к нам придет необычный гость. Вы хотите узнать кто это?
Ответы детей.
В. : Впереди нас ждет интересная игра. Мы с вами познакомимся с новым звуком, научимся правильно его произносить. А теперь, внимание на экран!
Организационный момент. Эмоциональное вхождение в занятие. Музыкальное сопровождение.
Словесный метод. Выразительная речь воспитателя.
1 часть.
Фея: Здравствуйте, дети! Я фея, живу в сказочном королевстве Звуков. Мои друзья Звуки любят, чтобы все ребята произносили их правильно. Вы хотите научиться правильно произносить звуки?
Ответы детей.
Фея: Очень хорошо! Но сначала мы сделаем гимнастику для язычка. Смотрите, слушайте и выполняйте упражнения правильно.
Видеозапись артикуляционной гимнастики «Варенье».
Фея: Сегодня я познакомлю вас с новым звуком Это звук [щ]. Внимательно послушайте, как он звучит: щ-щ-щ. Давайте вместе произнесем звук. Улыбнитесь, широкий кончик языка спрячьте за верхними зубами. А теперь подуйте на язычок. Итак, я слушаю.
Дети произносят звук [щ].
Фея: А теперь произнесут звук девочки. Молодцы! А теперь, мальчики. Замечательно!
Наглядный метод. Демонстрация видеозаписи.
Словесный метод. Выразительная речь героя.
Предварительная беседа.
Игровой метод. Наглядный метод. Демонстрация выполнения артикуляционных упражнений.
Словесный метод.
Объяснение.
Практический метод.
Введение элементов соревнования.
2 часть.
В. : А где же фея? Она наверное улетела по свои волшебным делам. Посмотрите, фея оставила для вас чистоговорку. Послушайте:
Угощение для вас - щука, овощи и квас.
В. : Давайте все вместе повторим чистоговорку.
Дети повторяют за воспитателем.
В. : Назовите, пожалуйста, слова со звуком [щ].
Ответы детей.
В. : Все верно. А еще звук [щ] похож на знакомый нам звук [ч]. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим?
Ответы детей.
В. : Если вы услышите слово со звуком [ч], то вы хлопаете, если в слове услышите звук [щ], то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков - приседаете.
( Слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щетка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок)
В. : Какие вы внимательные! Все выполнили правильно и нигде не ошиблись! А, вы, знаете, что у феи Звуков есть друзья - Великан и Гномик. Каждый предмет, попадая к ним в руки, превращается в очень маленький или в очень большой. Сейчас мы поиграем в игру «Я скажу, а ты продолжи».
В. : У гномика - ручка, а у великана - ручища.
( Слова: голова, нос, кулак,нога)
Ответы детей.
В. : Фея мне по секрету сказала, что Великан любит сытно пообедать, а Гномик очень любит чаепитие. Помогите, пожалуйста, подберите картинки. Мальчики помогут Великану и соберут все, что нужно для обеда. Девочки помогут Гномику собрать все для чаепития.
( Картинки: овощи, щавель, щи; чайник, чашка, чай).
Дети выполняют задание.
В. : Давайте проверим. Назовите, что вы приготовили Великану. Какой звук есть во всех словах?
Ответы детей.
В. : Правильно, звук [щ]. Посмотрим, что выбрали девочки. Назовите какой звук есть во всех словах?
Ответы детей.
В. : Конечно, звук [ч]. Великан плотно пообедал, Гномик попил ароматного чая, но друзья что-то забыли сделать. А что они забыли, вы узнаете, если соедините правильно все точки на рисунке. Но сначала мы разомнем наши пальчики:
Пальчик к пальчику приходит, друга он себе находит.
Бабушка очки надела и внучонка разглядела.
Дети выполняют задание.
В. : Все справились с заданием? Что получилось у мальчиков? С какого звука начинается это слово?
Ответы детей.
В. : Что получилось у девочек? С какого звука начинается слово?
Ответы детей.
В. : Вы уже догадались, что забыли сделать Великан и Гномик?
Ответы детей.
В. : Правильно! Чтобы зубки были здоровы мы не забываем почистить или прополоскать зубы.
Словесный метод. Выразительная речь воспитателя. Объяснение задания.
Практический метод.
Словесный метод. Создание проблемной ситуации. Объяснение задания.
Игровой метод.
Контроль уровня ранее усвоенного материала.
Педагогическая оценка.
Словесный метод. Выразительная речь воспитателя. Объяснение задания.
Игровой метод.
Словесный метод. Объяснение задания.
Практический метод. Наблюдение за работой детей. Пояснение. Вопросы, активизирующие речевую деятельность детей.
Словесный метод. Выразительная речь воспитателя.
Динамическая пауза. Координация речи с движением.
Объяснение задания.
Метод предметно-схематического моделирования.
Игровой прием. Уточняющие вопросы. Контроль уровня усвоения материала.
Итог занятия.
В. : Напомните мне, пожалуйста, что мы с вами сегодня делали? В какие игры играли? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
В. : Что понравилось вам больше всего?
Ответы детей.
В. : Вот и фея Звуков вернулась. Давайте ее послушаем.
Ф. : Сегодня вы все были одной дружной командой. Во всем помогали друг другу. Были очень внимательными. Я уверена, что вы не будете путать звуки [щ] - [ч]. Вы показали свои знания и умения. Я вами очень довольна и хочу подарить вам игру «Повтори правильно». До свидания! До новых встреч!
Словесный метод. Итоговая беседа. Вопросы.
Игровой метод. Наглядный метод. Демонстрация видеозаписи. Словесный метод. Выразительная речь героя.
Педагогическая оценка.
Метод поощрения.
Условные обозначения:
В. - воспитатель.
Резервное задание:
Посмотрите через очки на столы, а там еще задание от Феи звуков. Девочки зеленым карандашом раскрасят слова со звуком Щ, мальчики со звуком Ч.
Какие картинки закрасил Кирилл? чайник, бочка
Какие Марьяна? Ящик,