Татьяна Малханова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием игровых технологий «О доброте и вежливых словах»
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о нравственном и речевом этикете с использованием игровых технологий.
Задачи:
Образовательные:
-формировать представления о значимости добрых поступков и вежливого общения в обществе людей;
- способствовать формированию у детей представлений о доброте;
- развивать способность отличать хорошие поступки от плохих;
- формировать умение жить дружно;
-приобщать детей к использованию простых форм речевого этикета.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием игровых технологий „О доброте и вежливых словах“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
-развивать нравственные качества, познавательную активность, мелкую моторику, речевое дыхание;
- развивать слуховое внимание; умение подбирать рифму к чистоговоркам.
Воспитательные:
-воспитывать культуру общения со взрослыми и друг с другом;
-воспитывать желание приходить на помощь, совершать добрые дела.
Словарь : Расширять и активизировать словарный запас на основе обогащения представлений о нравственном этикете, по теме «Доброта и вежливые слова».
Предварительная работа: чтение литературы по теме «Доброта и вежливые слова», беседы по данной теме, рассматривание иллюстраций.
Материал: картинки (пчёлка, медвежонок, гном, серия картинок «Дружба животных», цветные кружки, пособие для игр «Горячий чай», «Горячие блины», прищепки, кружки белого цвета, карандаши.
Ход НОД
-Сегодня мы поговорим о доброте и вежливых словах. Начнём мы наше занятие с небольших, но очень важных стишков.
***
«Здравствуйте» — это волшебное слово
Людям дарите снова и снова!
***
Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу «Будь здоров!».
***
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
***
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
***
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!»
***
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
***
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
***
«Приятного аппетита!» —
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все «Спасибо» маме.
***
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
***
Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
--Это стихи о добрых, вежливых словах. А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Дети называют). Зачем нужны добрые слова?
- Как вы думаете, что такое доброта?
(это отзывчивость, стремление делать добро другим)
«Добро» - это все положительное, хорошее, полезное.
- Какого человека мы можем назвать добрым?
(внимательного, заботливого, щедрого)
- Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех любить.
- А если человек недобрый, он какой?
(злой, жадный, грубый, равнодушный)
- Кому нужна доброта?
(животным, растениям, людям)
- А чья доброта нужна вам дети?
(родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и друзей)
- В чем можно увидеть доброту?
(в поступках, действиях, чувствах человека)
- Какие бывают добрые и не добрые поступки? (ответы детей).
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Хорошо и плохо»
(я буду называть поступки, а вы будите определять добрые или не добрые)
1. Обидел друга;
2. Защитил слабого;
3. Порвал книгу;
4. Проведал больного друга;
5. Убрался в комнате;
6. Разрушил птичье гнездо;
7. Ударил котенка;
8. Покормил птичек;
9. Помог младшей сестре;
Предлагаю, отправиться на поиски добрых поступков.
- Но сначала подкрепимся и попьем горячего чая. (Игры на развитие пальчиковой моторики и речевого дыхания: «Горячие блины» и «Горячий чай».)
Работа с фланелеграфом.
-Послушайте историю. Жили на одной полянке пчёлка Жужа и медвежонок Мишик. Они были очень дружны, ходили друг к другу в гости. Но однажды, злой колдун заколдовал дорожку к их домикам и их тоже заколдовал! Они не могут пойти друг к другу. Нужно им помочь! Построить дорожку вежливости из цветных кружков. Назвать доброе слово—поставить кружок.
Игра «Дорожка вежливости».
--А ещё на эту полянку часто приходит гном. Но, знаете, он сегодня в плохом настроении. Давайте развеселим его, сделаем для него что-нибудь приятное. Что можно сделать? (Варианты детей). Предлагаю станцевать для него танец «Доброта». (исполняем танец под музыку Барбарики).
Гному стало весело, он благодарит вас.
- Ребята, знаете, что животные тоже умеют дружить. (Рассматривание картинок из серии «Дружба животных». Проговаривание чистоговорок:
Вот-вот, от-от –
я пушистый белый… кто?
(котик, кот, котище).
Уч-юч, уч-юч –
ну, а ты совсем?
(колюч, колючий, в колючках).
Ку-ку-ко, ку-ку-ко –
подружиться нам?
(сложно, возможно, легко)
Ася-уся, ася-уся –
у меня подружка?
(Бася, Муся, Пуся).
Ать-ать, вать-вать –
это мягкая… что?
(«подушка», «кровать», «софа»).
Ля-ля-ля, лю-лю-лю –
на «подушке» сладко… что делаю?
(лежу, сплю, отдыхаю).
Едь-ведь, едь-ведь –
милый плюшевый?
(ковёр, медведь, матрас).
Юшка-ушка, юшка-ушка –
он мой друг, а не… кто?
(игрушка, погремушка, юла!
Ла-ла-ла, ло-ло-ло –
с ним удобно и?
(тепло, хорошо, приятно).
Рефлексия:
-Давайте вспомним, какого человека можно назвать добрым? (Который знает и часто говорит добрые слова и совершает добрые поступки.)
Вам понравилось занятие (ответы детей). Предлагаю нарисовать смайлика веселого, если понравилось занятие; грустного, если не понравилось.
-Спасибо вам, ребята, за ваши добрые слова и добрые поступки.