Галина Булекова
Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной группе «Путешествие в весенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной группе по теме : «Путешествие в весенний лес».
Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие и физическое развитие.
Цель: закрепление представления о букве Д и звуках [Д]-[Д’], умения различать звуки и буквы, согласные по твердости-мягкости; совершенствовать умения проводить звуковой анализ слова; развитие диалогической речи, тонкой моторики; закрепление умения составлять описательный рассказ, знания детьми характерных признаков весны; воспитание дружеского отношения к окружающим.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в разновозрастной группе „Путешествие в весенний лес“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материал к занятию: иллюстрации с изображением весеннего леса; рисунок дятла; предметные картинки животных и деревьев леса; игрушки Лисенок и Ёжик; аудиозапись «Пение птиц», П. И. Чайковский «Времена года. Весна. Апрель. Подснежник», конверт с письмом от жителей леса; буква Д и обозначение звуков [Д]- [Д’].
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, пальчиковая гимнастика, физминутка, слушание музыки.
Ход НОД
Воспитатель. Ребята, я сейчас видела, как к окну подлетала сорока. Постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там на подоконнике?
Дети обнаруживают конверт. Воспитатель читает письмо.
Здравствуйте, дети!
Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль тропинка зовет.
Жители леса.
Воспитатель. Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами.
Ответы детей.
Воспитатель. Тогда готовимся к путешествию.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года Весна Апрель Подснежник».
Воспитатель. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы! Мы здоровы! Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня! А выдохните через ротик все обиды и огорчения!
Солнце ярче светит
Дует теплый ветер
Вот и кончилась зима
К нам опять пришла весна!
Лисенок и Ёжик приглашают нас прокатиться до леса на их веселом поезде. Становимся друг за другом и поехали.
Загудел паровоз
И вагончики повез:
"Чу - чу - чу,
Далеко я укачу!"
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
Дети проходят круг друг за другом и садятся на стульчики. На доске иллюстрация весеннего леса.
Воспитатель.
Вот мы с вами и в лесу.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Составление предложений и рассказа по иллюстрации, предметным картинкам и вопросам.
Какое время года изображено? По каким признакам узнали? Какие деревья растут в лесу? Какие животные здесь живут? Какую пользу лес приносит людям, зверям и птицам?
Ответы детей.
Воспитатель.
Ребята, пока мы с вами рассказывали про жизнь в лесу, Лисенок в это время увидел очень большое дерево. И вот что он мне рассказал. Подойдя ближе, он разглядел, что это старый-престарый дуб, а под ним валялось много желудей. В середине ствола он заметил дупло и подумал, что это отличное место для хранения желудей и укрытие от дождя. Вдруг какая-то птица влетела в дупло и стала там по-хозяйски чем-то долбить «Д-Д-Д-Д-Д». «Эй, ты – крикнул Лисенок - немедленно вылезай из моего дупла и долбилку свою убирай». Тут долбящие звуки затихли, и из дупла появилась голова птицы. (Воспитатель показывает изображение дятла)
Ребята, а что это за птица?
Ответы детей.
Воспитатель. Дятел сказал Лисенку, что он в дупле не живет, а лечит деревья, выдалбливая насекомых вредителей. И что у него не «долбилка», а клюв. Лисенку стало стыдно за свои слова, он извинился перед дятлом. Дятел его простил и подарил дудочку.
Ребята, а какой звук услышал Лисенок из дупла?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно звук [Д]. Давайте все вместе произнесем этот звук.
Как мы его произносим, при помощи, каких органов?
Ответы детей.
Воспитатель. При произношении звука [Д] наш язык как бы «долбит» нёбо за верхними зубами. Давайте еще раз произнесем правильно звук [Д].
Вспомните, какие слова в рассказе Лисенка начинались на звук [Д].
Ответы детей. Дуб, дятел, дупло, дерево, долбил, дудочка, дождь.
Воспитатель. Во всех ли словах звук [Д] произносится одинаково?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, буква Д обозначает два звука [Д] и [Д’], твердый и мягкий согласные звуки.
Пальчиковая гимнастика.
Буква «Д» стоит, как дом
Постучимся и войдем.
Воспитатель показывает букву Д и картинки обозначающие звуки [Д] и [Д’].
Разучивание скороговорки.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Физминутка. Выполняется под аудиозапись «Пение птиц».
Ребята, вставайте, немного погуляем по лесу.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки,
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали,
Сейчас, сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.
Дети ходят по кругу, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают, продолжая движение.
Воспитатель. Сели на свои места. Ребята вспомните, как Лисенок чуть не поссорился с Дятлом. А потом они помирились? Как вы думаете, что интереснее делать, ссорится, или мирится?
Ответы детей.
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Воспитатель. Я надеюсь, что вы тоже все будете дружить. Младшие ребята идут играть с помощником воспитателя, а старшие продолжают занятие) а мы продолжаем наше путешествие. Мы познакомились со звуками [Д] и [Д'], а что бы нам лучше запомнить эти звуки, выучим чистоговорку.
Чистоговорка.
Да-да-да, да-да-да - моет руки нам вода.
Ды-ды-ды, ды-ды-ды – мы не можем без воды.
До-до-до, до-до-до - моем мы лицо водой.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду - сильно на руки подуй.
А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко» добавив слоги, ДА и ДЯ.
Прово (ДА, дя (ДЯ, Фе (ДЯ, горо (ДА, пого (ДА, посу (ДА, боро (ДА).
Воспитатель. Наше путешествие по весеннему лесу заканчивается. Давайте поблагодарим лес за гостеприимство и отправимся домой.
Дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.
Улыбаются все люди идут по кругу
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна! поднимают руки над головой и ритмично хлопают.
По лугу, лесу и полянке
Идет, идет, идет! ритмично шагают на месте.
На солнышке скорей погреется
Зовет, зовет, зовет! взмахивают обеими руками к себе.
И в ручейке лесном задорно
Звенит, звенит, звенит! ритмично щелкают пальцем.
По камушкам в реке широкой
Журчит, журчит, журчит! потирают ладошки.
Разносит запахи повсюду
Цветов, цветов, цветов! делают из пальцев бутон.
И все живое сразу слышит, прикладывают руку к уху.
Весенний звон, весенний звон! хлопают в ладоши.
Воспитатель. Присаживаемся за столы. Вернувшись из леса, Лисенок и Ёжик зашли в гости к Даше.
А по соседству с Дашиным домом они увидели дуб и на нем знакомого Дятла. Какой звук обозначает картинка с девочкой Дашей, а какой с изображением дятла?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно звуки [Д] и [Д’].
Дети раскрашивают звуки соответствующим цветом. Затем проводят звуковой анализ слов дом и дерево.
Воспитатель. Что узнали о лесе? С какой буквой и звуками мы сегодня познакомились? Что узнали о букве Д? Какие звуки она обозначает?
Ответы детей