Светлана Самойлова
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе «Сочиняем сказки».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для развития связной речи и аналитического мышления, формирования умения находить нестандартные, творческие подходы к решению задач.
Программное содержание:
- Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора;
- продолжать учить детей начинать сочинение сказки с поиска ресурсов будущего сказочного героя;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной группе „Сочиняем сказки“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
- формировать умение выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения;
- активизировать словарный запас детей;
- воспитывать интерес к художественной литературе.
Предварительная работа: д/и «Хорошо – плохо», сочинение сказок с использованием сказочного треугольника, д/и на поиск ресурсов различных предметов «Придумай действие».
Материалы: интерактивная доска, кукольный домик, ширма – теремок, ширма, ширма для настольного театра, стендовый театр, аудиозаписи: песен «В гостях у сказки», голоса героев (колобок, Вини – Пух, золотая рыбка); слайды «Сказки перепутались», «Мойдодыр», «Золотая рыбка», «Царевна лягушка», «Лиса и заяц»; картинки со сказочными героями: Баба-яга, хрустальная туфелька, дерево, Змей Горыныч, колобок, дворец; предметные карточки: яблоко, дерево, гитара, фонарик, стул, удочка, карандаш.
Условия для организации: работы по подгруппам и в парах по выбору детей: с помощью ширм и мобильной мебели в группе созданы кабинеты сказочников, на отдельных столах расположены наборы игрушек, масок и карточек с изображениями сказочных героев и различных предметов, которые будут использованы в сюжетах будущих детских сказок.
Ход занятия:
1 часть.
Педагогическая цель: организация детей, мотивирование на сочинение сказок.
Детская цель: почувствовать, что хочется сочинить сказку.
Дети вместе с воспитателем из ширм и мебели моделируют сказочные уголки, уже понимая, что им предстоит интересное дело.
Включается музыкальная запись из передачи «В гостях у сказки» и на экране появляется сказочная картина, где все герои разных сказок перепутались между собой.
В: Ребята, вы любите сказки? Почему?
Вы знаете уже много сказок и даже умеете сочинять их сами. А я знаю историю, когда один мальчик захотел сочинить новую сказку с известными ему героями, да так, что сам запутался, с чего он начал и как всё это закончить.
У него получилось примерно так.
Дети рассматривают картину.
В. : Какие сказки здесь перепутались? Может быть, вам хочется сочинить свою новую и понятную сказку?
2 часть.
Педагогическая цель: активизация личного опыта детей в исследовании новых ресурсов знакомых объектов.
Детская цель: вспомнить, что можно придумывать новые «способности» знакомых предметов.
В. : Как же мы сочиняем сказки?
Возможный ответ детей: можно придумать новые приключения знакомым сказочным героям, можно выбрать любого героя, хоть себя, пусть он подружится с кем – нибудь, добавим волшебство и получится новая сказка.
Демонстрируется сказочный треугольник: ОГ – СГ – В.
А ещё можно обычным вещам придумать волшебные свойства, дать их обычному герою или сказочному и тоже получится сказка.
В. : Давайте мы с вами поиграем: будем называть обычные предметы и придумывать им новые свойства.
Дети стоят полукругом перед экраном, на экране поочерёдно появляются изображения фонарика, лейки, балалайки, дымковской игрушки, лодки. Воспитатель бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку, а тот называет новое, придуманное им свойство. Например, лейка – сама поливает сухое растение живой водой, в ней никогда не заканчивается вода; лодка – везёт обычного героя в сказочную страну или приплывает на помощь к тем, кто её зовёт, карандаш рисует вещи, которые сразу становятся настоящими и т. д.
В. : А как можно рассказывать сказки?
Д. : Можно просто рассказывать сказку, можно показать мультфильм или спектакль, можно рассказывать и показывать сказку с помощью игрушек или картинок.
3 часть.
Педагогическая цель: помочь детям реализовать возможности для выбора темы, способа сочинения сказки и её преподнесения зрителям, а так же партнёров по творческому процессу; помочь детям применить на практике все известные им приёмы сочинительства, с соблюдением принципов построения сказочного сюжета.
Детская цель: вместе с друзьями сочинить сказку, прийти к общему мнению, договориться, как её показать и рассказать зрителям.
В. : Мы с вами вместе устроили несколько кабинетов для работы разных групп сказочников. Давайте сейчас ещё раз обсудим, как в каком кабинете лучше работать.
Все переходят от одного «кабинета» к другому и определяют, что за ширмой «Домик» лучше всего сочинить сказку, которую можно будет показать как спектакль, а домик будет декорацией (на столе в домике есть картинки – подсказки, маски для героев – нужно будет придумать приключения для них); а за другой ширмой на столе стоят игрушки, значит можно придумать сказку про себя и про них; в кукольном домике могут появиться волшебные предметы (приготовлены в коробке); а за этим столом вообще ничего нет, никаких подсказок, кроме волшебного треугольника – значит, здесь можно всё придумывать самим.
В. : теперь вам нужно определиться, в каком кабинете вам хочется работать и с кем, и отправляться сочинять свои сказки.
Дети самостоятельно распределяются на команды и расходятся по своим местам. Возможно, кто – то не сможет найти себе команду. Таким детям можно предложить сочинять в одиночку и самостоятельно выбрать себе картинки, игрушки или что – то ещё (маску, слайды, предметы).
Воспитатель оказывает детям помощь в организации презентации своего варианта сказки.
4. часть.
Педагогическая цель: предоставить возможность высказаться как можно большему числу детей в интересной форме, предоставить возможность реализации личного успеха каждому ребёнку.
Детская цель: рассказать и показать свою сказку, заслужить всеобщее одобрение.
Дети в выбранной форме представляют свою сказку. Возможно, это будут:
- маленький спектакль, где у каждого участника есть своя реплика;
- сказочная миниатюра с игрушками по типу настольного театра;
- один рассказчик от группы.
5 часть.
Педагогическая цель: продолжать учить детей грамотно анализировать услышанный сюжет, определяя наличие завязки, развития и развязки, волшебства, сказочных и обычных героев; давать характеристики персонажей.
Детская цель: обдумать и рассказать всё про сказку своих сверстников, отметить удачи и неудачи, сравнить по качеству сюжета разные сказки.
В. : а теперь подумайте и сами для себя решите, умеете ли вы сочинять сказки, всё ли у вас получается. Поставьте себе сами оценку своим умениям в сочинении сказок с помощью этих фишек.
В. : как вы думаете, может, нам сочинить новую сказку и показать её на праздник всех мам? Будем сочинять новую сказку? Тогда вам задание: сами для себя придумайте героев этой сказки и их приключения. Мы вместе их обсудим и выберем то, что понравится всем.
Литература.
Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка или наука думать для больших и маленьких. Москва, Педагогика – Пресс, 1993 г.