Елена Седова
НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ «Спасти заколдованную принцессу»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ОО «Речевое развитие» по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ. в подготовительной гру
ппе[/b]
Тема: «Спасти заколдованную принцессу»
Цель:
Развитие связной речи.
Образовательная:
- Активизировать словарный запас детей;
-Учить задавать вопросы и слышать ответ;
- Закреплять умение детей составлять связный рассказ
- Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку;
Публикация «НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ „Спасти заколдованную принцессу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
-Учить детей отгадывать загадки;
-Продолжать учить детей находить в одном объекте два противоположных значения одного признака и объяснять их наличие;
Развивающая:
-Развивать связную речь дошкольников;
-Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;
- Тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путём сравнения, находить оригинальные решения;
- Развивать внимание, мышление методами ТРИЗ:
Воспитательная:
-Воспитывать мотивацию к учению;
- Учить детей доброму отношению к людям;
-Воспитывать любовь к природе;
-Воспитывать интерес к художественной литературе
Материал:
Домик с окнами и дверями, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, игрушка –кот, одеяльце, домик –теремок, предметные картинки на каждого ребенка, яблоки, книга
Ход
В:Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте дружно поприветствуем их. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте?
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт:
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. Что это?
Д:.Улыбка.
В:.Как вы догадались, что это улыбка? (Ответы детей) .
В:.Молодцы, ребята, давайте улыбнемся друг другу, чтоб у нас было хорошее настроение на весь день.
2. Сообщение темы.
Посмотрите вокруг. Вы что-нибудь замечаете новое в нашей группе? ….)
На стене прикреплён домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятан рисунок принцессы.
В. : Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Для того, чтобы отгадать что там спрятано поиграем в игру «Данетка», вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка – это неживой предмет, сделаный руками человека.
Игра «Данетка»
Д: Это книга?
В. : Нет
Д: Это игрушка?
В. : Да
Д. : Может кукла?
В. : Нет.
Варианты ответов детей…
Д: Это домик?
В. : Да
Воспитатель снимает ткань.
В. : В этом сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.
В. : Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.
Ответы детей. (Пример: «победить злую колдунью», «решить задания»
В. :. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?Преодолеем все преграды, выполним все задания Злой колдуньи?
Д. : Да.
В. : Смотрите, все задания Злая колдунья спрятала в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это -.
Острые ушки,
На лапах подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днём спит,
На солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту ходит.
Д. :Кот
В. : Правильно.
Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку Кота.
В. : Здесь мокрый и грустный кот. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.
В. : Ребята как вы думаете, почему кот мокрый?
Д. : Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
Обсуждение с детьми противоречий в погоде
В. : Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой?
В. : Что хорошего в дожде?
(Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя)
В. : А что плохого в дожде?
Д. : Можно заболеть
В. : Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда, и дождь для нас это плохо, когда …
В. : А солнце какое, хорошее или плохое?
В. : Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
(Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло)
В. : А что плохого может быть в солнце?
Д. : Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.
В. : Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
В. : Как мы можем помочь коту?
Д. : Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.
В. : Давайте его укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока кот греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой кот?
Д. : «Кот в сапогах», «Кот и лиса» и т. д.
Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.
В. : Ребята, подождите, кот что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Кот в сапогах»
В. : Мы помогли коту, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и, посмотрите, что случилось? (верхнее окошко у замка открылось.)
В. : А, что у нас еще есть в сундучке? А в сундучке следующее задание – составить цепочку- рассказ: «Как от яблони перейти к ложке?» Как это сделать?
Воспитатель начинает цепочку, дети продолжают.
- В саду стояла яблонька, на которой …
- Висели вкусные и спелые яблочки.
- Яблочки были спелые и поэтому сами …
- Сами падали на землю.
- Так как яблочки падали, бабушка…
- Бабушка их собирала.
- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
- Варила вкусное варенье.
- Варенье было вкусное, поэтому…
- Внуки ели его прямо ложками.
В. : Вот и еще одно окошко открылось.
Физминутка
В ладоши громко хлопните,
Ногой по полу топните,
Нагнитесь, распрямитесь,
Как струнки потянитесь,
Теперь доброжелательно
Друг другу улыбнитесь.
Должны вы сесть, глаза закрыть.
И обо всем на миг забыть.
- Отдохнули? Трудностей не боимся? Молодцы.
В. : А следующее задание такое.
Стоит в поле Теремок. Он ни низок, ни высок. Кто же в тереме живёт?
Игра «Теремок» . Давайте с вами перейдем на ковёр, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной.
Воспитатель –хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Книга. А ты кто?
- А я - дерево. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, или что у нас общее то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и книга сделана из дерева. Или и у книги и дерева есть листочки есть. После этого гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.
В. : Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.
Д. : Хорошее.
В. : Посмотрите, еще одно окошко открылось.
В. : Что у нас еще осталось в сундучке.
А здесь какая-то сказка Но по-моему что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:
- Не Желтая, а Красная
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
- И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.
- Не площадь, а лес.
- И встретила она медведя.
- Не медведя, а волка.
В. : Еще одно окошко открылось. Почти все окна открылись. Следующее задание в сундучке
Физминутка «Волшебные растения»
В. : Встаньте на ноги и представьте, что мы оказались в волшебном лесу, возле волшебного замка с нашей заколдованной принцессой и вы превратились в растения. Подумайте, кто каким растением хотел бы стать? Кто-то дубом, кто-то травинкой, может кто-то хочет быть цветочком. А теперь представьте себе что подул теплый ветерок, как ваше растение будет реагировать (варианты: сильный ветер, дождь, снег и т. д).
В. : Вот и открылись все двери и окна замка
В. : Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней
Новость об этом разлетелась по всему сказочному королевству. Герои всех сказок стали приходить в гости к принцессе. А вы хотите узнать из каких сказок пришли гости? Вы узнаете отгадав загадки.
Умён. Изворотлив
Усатый дружок-
Хозяина сделал богатым.
Но жить он не может
Без красных сапог.
Но что угадали ребята? (Кот в сапогах)
.У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси –лебеди)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? — Вот вопрос. (Буратино)
Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола». (Золушка)
Нет ни речки, ни пруда —
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Принцесса «благодарит» детей и раздает яблоки.