Ирина Иевская
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Моя малая Родина — город Дзержинский»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ КВ «Детский сад №1» «Синяя птица» г. Дзержинский
Непосредственная образовательная деятельность
по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: «Моя малая родина – город Дзержинский»
Подготовила : учитель – логопед
Иевская И. А.
Дзержинский – 2016 г.
Непосредственная образовательная деятельность на тему "Моя малая Родина – город Дзержинский".
Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Моя малая Родина — город Дзержинский“» размещена в разделах
- Дзержинск. Все о городе для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
– уточнять, расширять словарь по теме;
- учить подбирать родственные слова;
– закреплять навык употребления в речи антонимов (прилагательных);
– закреплять навык правильного согласования прилагательного с существительным в роде, числе, падеже;
– учить составлять сложноподчинённые предложения с предлогом “чтобы”;
– закреплять у детей навык диалогической речи;
– развивать просодические элементы речи : ритм, темп, выразительность;
– развивать общую моторику;
– развивать зрительное и слуховое восприятие;
– воспитывать любовь к родному городу и гордость за знаменитых земляков.
Оборудование: демонстрационные слайды с изображением дзержинских зданий и памятников, мяч. Карточки с буквами.
Предварительная работа: экскурсии по городу, знакомство с историей города.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: - Ребята, сегодня мы будем говорить о нашей малой Родине – городе Дзержинском.
2. Просмотр клипа о г. Дзержинский.
Логопед: - Ребята сейчас прозвучал гимн города Дзержинский.
Логопед: - О чём эта песня?
Дети: - О родном городе Дзержинский, о его красоте, о его истории.
Логопед : - Ребята, а что вы знаете о своей Родине?
3. Беседа о Родине.
- Назовите страну, в которой мы живём. (Россия)
- Назовите столицу нашей Родины. (Москва)
- Ребята, скажите мне, как называется место, где человек родился и вырос? (Россия, Родина, малая Родина)
- Назовите вашу малую Родину? (город Дзержинский)
- Что означают слова Родина и малая Родина? (Родина – это страна, в которой мы живем, а малая Родина это место, где человек родился и вырос.)
4. Подбор родственных слов.
Логопед: - Давайте подберём родственные слова к слову Родина.
Дети: - Родной, родственник, родимый, родня, род.
Логопед: - О ком мы так говорим? (о сёстрах, братьях, мамах, папах, и о городе). Когда мы произносим эти слова от них веет теплом и спокойствием.
Логопед: - Как называются жители нашего города?
Дети: - Дзержинцы.
5. Улицы Дзержинского.
Логопед: - У каждого из вас есть адрес, улица и дом. Что такое адрес?
Дети: - Адрес – это местожительства человека или нахождения учреждения. Надпись на письме, указывающая место назначения и получателя –тоже адрес. Адрес состоит из названия города улицы номера дома и квартиры. У каждого дома есть номер. Если это многоэтажный дом, то подъезд, квартира.
Логопед: - А какие вы знаете улицы в нашем городе?
- На каких улицах вы живёте?
Дети: - Улица Ленина, Угрешская….
Логопед: - Хорошо. У меня на доске есть разные буквы, составьте из них название вашей улицы. (Спортивная, Лесная, Ленина, поделите на слоги, начертите слоговую схему и звуко-буквенную.
6. Динамическая пауза.
Логопед: - Сейчас мы с вами отправимся на прогулку по городу.
Где можно ходить пешеходам? Ходить нужно по тротуару. Что такое тротуар? (Объяснение значения слова)
Тротуар— каменная, деревянная или асфальтовая пешеходная дорожка, располагающаяся сбоку или по бокам улицы, приподнятая над проезжей частью и обрамлённая бордюром.
Тротуар предназначен только для пешеходов; движение транспортных средств по тротуарам запрещено, за исключением работы машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подвоза грузов к торговым и другим предприятиям и объектам. При отсутствии велодорожки и возможности двигаться по правой стороне проезжей части, по тротуару могут передвигаться велосипедисты. Стоянка транспортных средств на тротуаре разрешена только в местах, указанных соответствующими знаками.
Речевая подвижная игра «По тротуару мы шагаем».
Импровизация движений.
По тротуару мы шагаем, (дети шагают)
Много видим, называем: (дети шагают)
Светофоры и машины, (левую руку вперёд и на пояс)
Ярмарки и магазины, (правую руку вперёд и на пояс)
Скверы, улицы, мосты, (руки на поясе - поворот влево, поворот вправо)
И деревья, и кусты. (Руки вверх и опустить).
- Ребята, в стихотворении нам встретилось слово сквер, кто знает что обозначает это слово?
Сквер— это небольшая благоустроенная и озеленённая территория внутри жилой или промышленной застройки. Сквер может размещается на площади, перекрестке улиц, либо на примыкающем к улице участке квартала. Планировка сквера включает дорожки, площадки, газоны,цветники, отдельные группы деревьев, кустарников. Предназначается для кратковременного отдыха пешеходов. В нем гуляют с детьми, отдыхают в пути по городу.
Парком называется большая территория, предназначенная для гуляния, отдыха, игр на свежем воздухе. Парк намного больше сквера по площади и потому размещается на отдельно выделенной территории.
7. Игровое упражнение «Прогулка по городу».
(Составление сложно - подчиненных предложений с союзом чтобы).
Логопед: - У нас замечательный город. Можно целый день гулять по любимому городу и любоваться его красотой.
Сейчас мы с вами будем составлять предложения со словом чтобы, для этого нужно ответить на вопрос, зачем мы ходим в места, которые вы сейчас увидите.
Логопед: - Куда это мы пришли? Как называется место, отведённое для детей в парке?
Дети: - Детская площадка. На детскую площадку дети ходят, чтобы поиграть, покачаться на качелях, поиграть в мяч.
Логопед : - Узнаете, что это за здание? (школа). Правильно, а в школу ходят за чем?
Дети : - В школу ходят, чтобы учиться, получать знания.
Логопед: - А это стадион. На стадион ходят, чтобы….
Дети : - На стадион ходят, чтобы заниматься спортом, бегать, кататься на коньках, играть в футбол….
А) Игра с мячом. «Скажи со словом городской».
(Связь слов по типу согласования)
Логопед: Правильно и на стадионе можно поиграть в мяч. Давайте поиграем. Игра называется, скажи со словом «городской». Я буду называть первое слово, а вы второе - городской, городская, городское, городские. Нужно следить за тем, чтобы окончания слов звучали правильно.
Например: транспорт (какой) — городской транспорт,
квартира — городская квартира,
дома —. ,
парк —. ,
улицы —. ,
театр —. ,
почта —. ,
здание —. ,
школа —. ,
площади —. ,
вокзал —. ,
жители —. ,
дворец культуры - ,
школа искусств - ,
стадион - ,
Логопед: - Молодцы, давайте пойдём дальше. Где мы?
Дети: - В парке.
Логопед: - Для чего, с какой целью ходят туда?
Дети: - В парк ходят, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом.
Логопед: - Давайте и мы отдохнем. Садитесь на стульчики.
Логопед: -А что ещё есть в парке?
Дети: - Памятник Героям Великой отечественной войны. К памятникам ходят, чтобы возложить цветы.
8. Памятники города Дзержинский.
Есть события, значение которых не тускнеет от времени. Напротив. Каждое прошедшее десятилетие с возрастающей силой подчеркивает их величие. К таким событиям относится победа советского народа в Великой Отечественной войне. Сколько бессмертных подвигов совершили наши бойцы в эти годы. Некоторые из них не дожили до Победы, погибли на поле брани. Память об этих событиях неподвластна времени - бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживает века.
Вечным призывом свято беречь мир на планете по всей территории нашей страны – в граните, в бронзе, в металле – высятся памятники и установленные мемориальные доски героям, которыми увековечена память о Героях гражданской и Великой Отечественной войны,
Слайды.
Логопед: - Ребята сейчас мы еще раз посмотрели на памятники которые есть в нашем городе, какие из них вы узнали?
Дети: - Дают разные ответы
Логопед: - Молодцы ребята
9. Образование относительных прилагательных.
Логопед: – В нашем городе много разных домов. Если дом построен из дерева, как про него можно сказать по-другому?
Если дом построен из дерева – деревянный дом.
Если дом построен из кирпича – кирпичный дом.
Если дом построен из блоков – блочный дом.
Если дом построен из соломы – соломенный дом.
Если дом построен из глины – глиняный дом.
Если дом построен из щитов – щитовой дом.
11. Образование сложных слов.
Логопед: - Как можно сказать про дом, в котором один этаж?
Дети: - Одноэтажный.
Логопед : - Ребята, наше занятие подходит к концу, но у меня есть еще одно задание – поиграем в игру «Живые слоги»
12. Упражнение «Живые слоги». Логопед раздаё т слоги : НА(2)_ -ША-РО-ДИ-ДЖЕР-ЖИНС-КИЙ.
Логопед: - А сейчас поиграем в игру «Живые слоги». Я раздам вам слоги, а вы будьте внимательны и составьте из них фразу
«НАША РОДИНА – Дзержинский»
Дети - выходят и составляют заданную фразу.
Логопед – Молодцы ребята, вы справились с заданием.
Давайте вспомним, что же мы делали на занятие.
13. Итог.
Литература.
1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет : Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2008. — 128 с. — (Серия «Логопед в ДОУ».)
2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5—6 лет : Конспекты занятий. — М. : ТЦ Сфера, 2005. — 96 с. (Серия «Программа развития».)
3. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи : Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : Мозаика – синтез, 2006. – 96с.
4. Запись гимна города Дзержинский.