Светлана Черкашина
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе «В гости любим мы ходить, но зимние месяцы решили к себе пригласить».
Цель:
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить детей составлять описательный рассказ на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, формировать умение отвечать на вопросы, подбирать родственные (однокоренные) слова, пересказывать текст, используя мнемотаблицу, упражнять в составлении простого распространенного предложения.
Развивающие :
Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Предварительная работа: беседы о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.
Оборудование: «снежки»- ватные диски; ларец с заданиями; видеопроектор, ноутбук.
Ход НОД
Организационная часть. Психологический настрой.
Воспитатель: В лес сегодня на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Вам, ребята, не найти.
Друг за другом становитесь, (встать в круг)
Крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдём (идти)
Приключения найдём!
Речевая разминка.
Воспитатель: Ребята, мы взялись за руки и сейчас, чё тко все вместе повторяем волшебные слова:
«Ра-ра-ра – в сказку нам пора,
Ги-ги-ги – нам тропинка помоги.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно сказку начинать»
(открывается ширма, а за ней – волшебный ларец украшенный снежинками).
Воспитатель: Ребята, для того чтобы открыть нам ларец нужно выполнить задание, которое приготовила нам зима на этих красивых снежинках.
(Воспитатель берет снежинку с ларца).
Основная часть
1. Дидактическая игра «Подбери признаки».
Воспитатель: Какое сейчас время года? (слайд 1)
Воспитатель: Зима какая? (холодная, морозная, снежная, снежная, веселая, суровая, студеная, длинная)
Воспитатель: Чего очень много зимой? (снега)
Воспитатель: Снег какой (белый, пушистый, мягкий, чистый)
Воспитатель: Сколько зимних месяцев? (Три)
Воспитатель: Как их зовут? (Декабрь, Январь, Февраль)
Воспитатель: Знаете ли вы, сколько месяцев в году? (Двенадцать)
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, как их зовут?
2. Физкультминутка «Двенадцать месяцев». Импровизация движений.
Воспитатель: А сейчас запоминай: (Дети грозят пальцем.)
Это март, апрель и май, (По очереди загибают пальцы на одной руке.)
Три сыночка-месяца (Поднимают вверх три пальца.)
Шаловливы и ловки (Хлопают в ладоши.)
Лета красного сынки:
Вот июнь, июль, за ним (Отводят в сторону одну руку, потом в другую).
Август рыбку ловит им. (Прижимают ладони друг к другу и качают ими.)
Вот прошли весна и лето. (Проходятся пальчиками по бёдрам к коленкам.)
Осень в золото одета. (Ставят руки на пояс и повороты из стороны в сторону.)
На дворе сентябрь, октябрь. (Отводят в сторону одну руку, потом другую.)
С дождиком всегда ноябрь. (Стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой, дождик)
У зимы же, посмотри, (Вытягивают обе руки вперёд.)
Дети есть -их тоже три: (Поднимают три пальца.)
Декабрь, январь и февраль (Загибают по очереди пальцы.)
Одели все в снежную шаль. (Поднимают руки и постепенно опускают
их, делая мягкие движения кистями рук.)
Воспитатель: Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются все вместе. Но люди рассказывают, будто в одной волшебной сказке была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Вы уже догадались, о какой сказке идет речь? (Да)
Воспитатель: Как называется сказка? (Сказка «Двенадцать месяцев») (слайд 2)
Воспитатель: Кто автор этой сказки? (С. Я. Маршак)
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли собирать цветы в зимнем лесу, в январе?
Воспитатель: Почему нельзя? (Размышления детей)
Воспитатель: Что бывает зимой?
Воспитатель: Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки и озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.) (слайд 3)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами зимние месяцы, и назовем их еще раз. (Декабрь, Январь, Февраль)
На экране картины о декабре, январе, феврале.
Рассказ воспитателя о зимних месяцах
Воспитатель: (слайд 4) Декабрь – последний месяц года, первый месяц зимы.
Этот месяц год кончает,
Зиму нашу начинает,
Реки льдом он покрывает
Ну и Рождество справляет.
В месяц этот дни короче,
А длинней конечно ночи.
В декабре лежат снега
На полях и на лугах.
Только наш декабрь пройдет,
Народ встречает Новый год.
Воспитатель: (слайд 5) Январь – первый месяц года и второй месяц зимы.
Посмотрите, во дворе
Все деревья в серебре.
Пляшет белая метель
В новогодний первый день.
Отшумели праздники,
Говорят проказники:
“Старый год немного жаль,
А на улице январь»
Воспитатель: (слайд 6) Февраль – последний месяц зимы.
В феврале, в феврале
Вьюга мчится на метле,
Заметает все пути,
Чтобы марту не пройти,
Не пройти — не придти
И весну не привести!
Воспитатель: Ребята, а какие они зимние месяцы? (холодные, снежные, и т. д.)
Воспитатель: Какой у них характер? ( ответы детей: суровый, дерзкий, ледяной и т. д.)
Воспитатель: Настало время, пригласить в гости к нам: Декабрь, Январь, Февраль.
Воспитатель: Ребята, кто же нам приготовил ларец? (Братья – зимние месяцы.)
Воспитатель: Ну конечно! Зимние месяцы решили с вами поиграть и отправили вам волшебный ларец. Если вы готовы, то в добрый путь!
Воспитатель: Ой, он не открывается! Надо сказать волшебные слова, чтобы ларец открылся. Повторяйте за мной:
«РА-Ра-Ра – в сказку нам попасть пора
«Ларец замочек отвари, ребятам чудо покажи».
Из ларца воспитатель достает корзину со снежками.
Воспитатель: Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду вам загадывать загадки, вы их отгадываете, а за каждую правильную отгадку берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Если вы верно отгадаете загадку, на экране появиться ответ. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится.
3. Отгадывание загадок.
1. Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички) Слайд 7
2. Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик) Слайд 8
3. Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.) Слайд 9
4. Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.) Слайд 10
5. С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые. (Снежинки) Слайд 11
6. Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб) Слайд 12
Воспитатель: Снова загляну в ларец и достану из него следующее задание.
4. Игра «Какой? Какая?» (подбор однородных определений к словам)
Воспитатель: Назовите как можно больше слов, которые отвечают на ворос - какой? какая?
Воспитатель: Слайд 13. ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная и т. д.
Слайд 14. СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый.
Слайд 15. ЗИМНИЙ ДЕНЬ (какой) – ясный, короткий, морозный.
Слайд 16. ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный, ломкий, скользкий.
Слайд 17. МОРОЗ (какой) - трескучий, ледяной.
Слайд 18. СНЕЖИНКА (какая) - искристая, пушистая, холодная.
Воспитатель: Снова загляну в волшебный ларец и достану следующее задание, которое приготовили месяцы. А здесь игра «Доскажи словечко», давайте встанем в круг и поиграем. Братья - месяцы забыли дописать слова в стихотворении, давайте им поможем, и подскажем нужные слова.
6. Игра «Доскажи словечко».
- Тихо, тихо как во сне падает на землю …СНЕГ
- С неба все скользят пушинки - серебристые …СНЕЖИНКИ
- Вот веселье для ребят все сильнее …СНЕГОПАД
- Вот веселье для ребят все сильнее… СНЕГОПАД
- Снежный ком на снежный ком, все украсили …СНЕЖКОМ (снег ласково)
- Будто глыбы вековые здесь фигуры… СНЕГОВЫЕ
- Словно для холодной королевы они …СНЕЖНОЙ
- Кто же это? …СНЕГОВИК
- Рядом снежная фигурка - это девочка …СНЕГУРКА
- На снегу то посмотри с красной грудкой …СНЕГИРИ
- На хороший снежный скат нужен быстрый …СНЕГОКАТ
- Набирая быстрый ход в лесу мчится …СНЕГОХОД
- Словно в сказке как во сне землю всю украсил …СНЕГ.
Воспитатель: Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик)
Воспитатель: На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот сколько слов вы назвали. А теперь, детвора, ждет вас новая игра.
7. Зимняя игра «Мороз, Снежинка и Пурга»!
Если я скажу "Мороз" - стой, как будто ты замерз!
Если я скажу "Снежинка" - все кружитесь, как пушинки!
Если я скажу "Пурга" - разбегайтесь кто куда!
- Молодцы! Все ловкие, быстрые и внимательные!
8. Составление рассказа детьми о зиме по мнемотаблицам. Слайд 19.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам составить для братьев - месяцев рассказ о зиме. В этом нам поможет наша помощница-таблица. Посмотрим на экран, на нем появилась волшебная таблица. По ней мы будем составлять рассказ о зиме. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все картинки. Каждая картинка - это новое предложение.
Рассказ должен быть полным, интересным. Вы знаете, в рассказе должно быть начало:
Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима!
Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.
И закончить рассказ: Я люблю зиму!
(Дети составляют рассказы по мнемотаблице о зиме).
Заключительный этап.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, надо прощаться с зимними месяцами. Им понравились ваши ответы. Вы запомнили, как их зовут? Свой волшебный посох они передадут другим братьям - месяцам. Как вы думаете, какому времени года? Каким месяцам? Правильно, весне и месяцам – Марту, Апрелю, Маю. Слайд 20.
Воспитатель: Давайте повторим волшебные слова: «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»
(ширма ставится на место)
Воспитатель: Понравилось вам путешествие? Какие задания мы с вами выполняли? А что больше всего вам понравилось?
Воспитатель: Ребята, вы сегодня все молодцы. За хорошую работу и выполнение заданий Декабрь, Январь и Февраль вам передали угощение.