МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе

Светлана Черкашина
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе «В гости любим мы ходить, но зимние месяцы решили к себе пригласить».

Цель:

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить детей составлять описательный рассказ на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе» размещена в разделах

Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными, формировать умение отвечать на вопросы, подбирать родственные (однокоренные) слова, пересказывать текст, используя мнемотаблицу, упражнять в составлении простого распространенного предложения.

Развивающие :

Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Предварительная работа: беседы о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.

Оборудование: «снежки»- ватные диски; ларец с заданиями; видеопроектор, ноутбук.

Ход НОД

Организационная часть. Психологический настрой.

Воспитатель: В лес сегодня на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Вам, ребята, не найти.

Друг за другом становитесь, (встать в круг)

Крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам

По лесу гулять пойдём (идти)

Приключения найдём!

Речевая разминка.

Воспитатель: Ребята, мы взялись за руки и сейчас, чё тко все вместе повторяем волшебные слова:

«Ра-ра-ра – в сказку нам пора,

Ги-ги-ги – нам тропинка помоги.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно сказку начинать»

(открывается ширма, а за ней – волшебный ларец украшенный снежинками).

Воспитатель: Ребята, для того чтобы открыть нам ларец нужно выполнить задание, которое приготовила нам зима на этих красивых снежинках.

(Воспитатель берет снежинку с ларца).

Основная часть

1. Дидактическая игра «Подбери признаки».

Воспитатель: Какое сейчас время года? (слайд 1)

Воспитатель: Зима какая? (холодная, морозная, снежная, снежная, веселая, суровая, студеная, длинная)

Воспитатель: Чего очень много зимой? (снега)

Воспитатель: Снег какой (белый, пушистый, мягкий, чистый)

Воспитатель: Сколько зимних месяцев? (Три)

Воспитатель: Как их зовут? (Декабрь, Январь, Февраль)

Воспитатель: Знаете ли вы, сколько месяцев в году? (Двенадцать)

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, как их зовут?

2. Физкультминутка «Двенадцать месяцев». Импровизация движений.

Воспитатель: А сейчас запоминай: (Дети грозят пальцем.)

Это март, апрель и май, (По очереди загибают пальцы на одной руке.)

Три сыночка-месяца (Поднимают вверх три пальца.)

Шаловливы и ловки (Хлопают в ладоши.)

Лета красного сынки:

Вот июнь, июль, за ним (Отводят в сторону одну руку, потом в другую).

Август рыбку ловит им. (Прижимают ладони друг к другу и качают ими.)

Вот прошли весна и лето. (Проходятся пальчиками по бёдрам к коленкам.)

Осень в золото одета. (Ставят руки на пояс и повороты из стороны в сторону.)

На дворе сентябрь, октябрь. (Отводят в сторону одну руку, потом другую.)

С дождиком всегда ноябрь. (Стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой, дождик)

У зимы же, посмотри, (Вытягивают обе руки вперёд.)

Дети есть -их тоже три: (Поднимают три пальца.)

Декабрь, январь и февраль (Загибают по очереди пальцы.)

Одели все в снежную шаль. (Поднимают руки и постепенно опускают

их, делая мягкие движения кистями рук.)

Воспитатель: Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются все вместе. Но люди рассказывают, будто в одной волшебной сказке была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Вы уже догадались, о какой сказке идет речь? (Да)

Воспитатель: Как называется сказка? (Сказка «Двенадцать месяцев») (слайд 2)

Воспитатель: Кто автор этой сказки? (С. Я. Маршак)

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли собирать цветы в зимнем лесу, в январе?

Воспитатель: Почему нельзя? (Размышления детей)

Воспитатель: Что бывает зимой?

Воспитатель: Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки и озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.) (слайд 3)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами зимние месяцы, и назовем их еще раз. (Декабрь, Январь, Февраль)

На экране картины о декабре, январе, феврале.

Рассказ воспитателя о зимних месяцах

Воспитатель: (слайд 4) Декабрь – последний месяц года, первый месяц зимы.

Этот месяц год кончает,

Зиму нашу начинает,

Реки льдом он покрывает

Ну и Рождество справляет.

В месяц этот дни короче,

А длинней конечно ночи.

В декабре лежат снега

На полях и на лугах.

Только наш декабрь пройдет,

Народ встречает Новый год.

Воспитатель: (слайд 5) Январь – первый месяц года и второй месяц зимы.

Посмотрите, во дворе

Все деревья в серебре.

Пляшет белая метель

В новогодний первый день.

Отшумели праздники,

Говорят проказники:

“Старый год немного жаль,

А на улице январь»

Воспитатель: (слайд 6) Февраль – последний месяц зимы.

В феврале, в феврале

Вьюга мчится на метле,

Заметает все пути,

Чтобы марту не пройти,

Не пройти — не придти

И весну не привести!

Воспитатель: Ребята, а какие они зимние месяцы? (холодные, снежные, и т. д.)

Воспитатель: Какой у них характер? ( ответы детей: суровый, дерзкий, ледяной и т. д.)

Воспитатель: Настало время, пригласить в гости к нам: Декабрь, Январь, Февраль.

Воспитатель: Ребята, кто же нам приготовил ларец? (Братья – зимние месяцы.)

Воспитатель: Ну конечно! Зимние месяцы решили с вами поиграть и отправили вам волшебный ларец. Если вы готовы, то в добрый путь!

Воспитатель: Ой, он не открывается! Надо сказать волшебные слова, чтобы ларец открылся. Повторяйте за мной:

«РА-Ра-Ра – в сказку нам попасть пора

«Ларец замочек отвари, ребятам чудо покажи».

Из ларца воспитатель достает корзину со снежками.

Воспитатель: Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду вам загадывать загадки, вы их отгадываете, а за каждую правильную отгадку берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Если вы верно отгадаете загадку, на экране появиться ответ. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится.

3. Отгадывание загадок.

1. Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять - так надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички) Слайд 7

2. Что за нелепый человек

Пробрался к нам

В двадцатый век?

Морковкой нос,

В руке метла,

Боится солнца

И тепла? (Снеговик) Слайд 8

3. Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.) Слайд 9

4. Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.) Слайд 10

5. С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые. (Снежинки) Слайд 11

6. Белый дед, белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму

- Никто не поднимет.

Весна придет

- Он сам уйдет. (Сугроб) Слайд 12

Воспитатель: Снова загляну в ларец и достану из него следующее задание.

4. Игра «Какой? Какая?» (подбор однородных определений к словам)

Воспитатель: Назовите как можно больше слов, которые отвечают на ворос - какой? какая?

Воспитатель: Слайд 13. ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная и т. д.

Слайд 14. СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый.

Слайд 15. ЗИМНИЙ ДЕНЬ (какой) – ясный, короткий, морозный.

Слайд 16. ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный, ломкий, скользкий.

Слайд 17. МОРОЗ (какой) - трескучий, ледяной.

Слайд 18. СНЕЖИНКА (какая) - искристая, пушистая, холодная.

Воспитатель: Снова загляну в волшебный ларец и достану следующее задание, которое приготовили месяцы. А здесь игра «Доскажи словечко», давайте встанем в круг и поиграем. Братья - месяцы забыли дописать слова в стихотворении, давайте им поможем, и подскажем нужные слова.

6. Игра «Доскажи словечко».

- Тихо, тихо как во сне падает на землю …СНЕГ

- С неба все скользят пушинки - серебристые …СНЕЖИНКИ

- Вот веселье для ребят все сильнее …СНЕГОПАД

- Вот веселье для ребят все сильнее… СНЕГОПАД

- Снежный ком на снежный ком, все украсили …СНЕЖКОМ (снег ласково)

- Будто глыбы вековые здесь фигуры… СНЕГОВЫЕ

- Словно для холодной королевы они …СНЕЖНОЙ

- Кто же это? …СНЕГОВИК

- Рядом снежная фигурка - это девочка …СНЕГУРКА

- На снегу то посмотри с красной грудкой …СНЕГИРИ

- На хороший снежный скат нужен быстрый …СНЕГОКАТ

- Набирая быстрый ход в лесу мчится …СНЕГОХОД

- Словно в сказке как во сне землю всю украсил …СНЕГ.

Воспитатель: Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик)

Воспитатель: На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот сколько слов вы назвали. А теперь, детвора, ждет вас новая игра.

7. Зимняя игра «Мороз, Снежинка и Пурга»!

Если я скажу "Мороз" - стой, как будто ты замерз!

Если я скажу "Снежинка" - все кружитесь, как пушинки!

Если я скажу "Пурга" - разбегайтесь кто куда!

- Молодцы! Все ловкие, быстрые и внимательные!

8. Составление рассказа детьми о зиме по мнемотаблицам. Слайд 19.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам составить для братьев - месяцев рассказ о зиме. В этом нам поможет наша помощница-таблица. Посмотрим на экран, на нем появилась волшебная таблица. По ней мы будем составлять рассказ о зиме. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все картинки. Каждая картинка - это новое предложение.

Рассказ должен быть полным, интересным. Вы знаете, в рассказе должно быть начало:

Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима!

Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.

И закончить рассказ: Я люблю зиму!

(Дети составляют рассказы по мнемотаблице о зиме).

Заключительный этап.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, надо прощаться с зимними месяцами. Им понравились ваши ответы. Вы запомнили, как их зовут? Свой волшебный посох они передадут другим братьям - месяцам. Как вы думаете, какому времени года? Каким месяцам? Правильно, весне и месяцам – Марту, Апрелю, Маю. Слайд 20.

Воспитатель: Давайте повторим волшебные слова: «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»

(ширма ставится на место)

Воспитатель: Понравилось вам путешествие? Какие задания мы с вами выполняли? А что больше всего вам понравилось?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня все молодцы. За хорошую работу и выполнение заданий Декабрь, Январь и Февраль вам передали угощение.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицКонспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблиц Тема: Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицы. Цель: Создание социальной ситуации развития посредством познавательной.

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок»Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок» Программное содержание: Цель: развивать связную речь детей посредствам мнемотехники. Задачи: Обучающая: продолжать учить детей составлять.

Конспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группеКонспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группе "В гости к бабушке в деревню" с использованием элементов устного народного творчества. Программное содержание: Образовательные задачи:.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблицы «Домашние животные» Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблицы: "Домашние животные" Цель: Закрепить знания детей о домашних.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблицКонспект НОД по развитию речи в средней группе «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблиц Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: обучать детей пересказу сказки, учить детей.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мы — снежинки» (с использованием мнемотаблиц)Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мы — снежинки» (с использованием мнемотаблиц) Цель: формирование у детей умения воспринимать литературные произведения с помощью мнемотаблиц. Программные задачи: Образовательные: •.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группеКонспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе ДОУ с использованием театрализации по сказке «Теремок» Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализации по сказке «Теремок» Цель: • способствовать формированию умения детей отражать.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень» с использованием технологии ТРИЗ. Провела: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблиц в подготовительной группе
Опубликовано: 31 января 2023 в 18:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД