Елена Шафеева
Конспект НОД по обучению грамоте у детей подготовительной к школе группы «В поисках Азбуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи (обучение грамоте) у детей подготовительной к школе группы "В поисках Азбуки"
Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте у детей подготовительной к школе группы „В поисках Азбуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Интеграция видов деятельности: Познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, продуктивная деятельность, двигательная деятельность.
Вид занятия: закрепление полученных знаний, умений и навыков по речевому развитию через игровую деятельность.
Формы образовательной деятельности: групповая, подгрупповая.
Цель: Закрепление усвоенных навыков и умений по образовательной деятельности «Речевое развитие» (обучение грамоте).
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;
- Закрепить умение творческого высказывания по плану;
- Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
- Закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова;
- Уточнять понятия «звук» и «буква».
Развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое восприятие детей;
- Развивать внимание, память, мышление;
- Активизировать словарный запас детей.
Воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь:
- Воспитывать сообразительность, дружеские взаимоотношения между детьми.
Планируемый результат: дети различают понятия «звук», «слово», «предложение», различают гласные и согласные звуки, употребляют в речи синонимы, антонимы, называют в последовательности слова в предложении, составляют рассказ по сюжетным картинкам, способны логически мыслить, внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы.
Подготовительная работа: индивидуальные и групповые занятия по развитию речи.
Оборудование: Магнитная доска, зонт с буквами, конверты с заданиями, плакат «Азбука», два ключа: один разделен на три части, другой - целый, утюг, книга «Азбука», сюжетные картинки, круги красного и синего цветов, квадраты и прямоугольники, цветные карандаши, карточки с буквами, нарисованная дверь.
Ход занятия:
Вводная часть.
Организационный момент.
Дети под музыку заходят в группу, встают полукругом, здороваются с гостями.
Приветствие друг друга:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия.
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас необычное и интересное занятие. Утром я получила голосовое сообщение для детей группы «Ландыш» от девочки Герды из сказки «Снежная королева». Вы хотите его прослушать?
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Герда. Я и мой названный брат Кай уже научились читать и хотели вам послать Азбуку, чтобы вы тоже научились читать перед школой. Но Азбуку похитила Снежная королева. Она спрятала её в потайной комнате своего ледяного замка и заперла дверь на ключ. А ключ заморозила и разбила на части. Его вы сможете расколдовать, если справитесь со всеми заданиями, которые Снежная королева для вас приготовила».
- У меня в руках конверты с заданиями от Снежной королевы. Ребята я думаю, что задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?
Мы с вами отправимся в царство Снежной королевы. А поможет нам в этом волшебный зонтик. Сейчас каждый из вас возьмется за ленточку с той буквой, на которую начинается его имя, соберет все свои знания и умения, закроет глаза, и произнесет волшебные слова:
«Раз, два, три, в волшебную страну нас веди!»
Мы с вами оказались в необычном месте в царстве Снежной королевы, где повсюду ждут коварство и хитрости. Нам надо быть очень внимательными и серьезными, чтобы справиться со всеми заданиями.
Дети садятся за столы.
- Ребята, перед нами три конверта с заданиями. Откроем первый конверт.
Основная часть.
Конверт №1 «Звук и буква».
Воспитатель: В первом конверте два задания. Внимательно послушайте первое:
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
мы их точно знать должны. (Обратить внимание на плакат Азбука).
- Ребята, наша речь состоит из звуков. Звуки мы слышим и говорим, а видим, пишем и читаем - буквы. А что вы знаете о звуках? На какие две группы делятся звуки (гласные и согласные). Какие бывают согласные? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, твердые и мягкие согласные.
- Ребята сейчас мы с вами поиграем в игру, которую для нас приготовила Снежная королева.
Игра «Телевизор».
Я буду читать чистоговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вам надо эти звуки определить, найти у себя на столе соответствующие карточки и составить слово.
1. Аист пробует припасы,
Аппетитные на вкус:
Апельсины, ананасы,
Абрикосы и арбуз. (звук А)
2. Зимним утром от мороза
На заре звенят березы. (звук З)
3. Будем буквы изучать,
Будем очень много знать!
Белка, булка, барабан
Кто стучится в двери к нам? (звук Б)
4. Пароход гудит трубой,
Издаёт он звук какой?
Угадать вам помогу,
Загудит он громко:
«У-У-У!» (звук У)
5. «У меня прекрасный слух!» -
Кукарекает петух.
«Ко-ко-ко!» - наседка вторит –
«Станешь ты артистом вскоре!»
«Ко-ко-ко!» (звук К)
6. Анечка упала на пол,
Кот ладошку расцарапал,
И не ладится игра,
Аня громко плачет: А-А-А! (звук А)
Ну что, ребята, какое слово у вас получилось? (АЗБУКА).
А сейчас мы с вами узнаем, правильно ли выполнили здание. Герда положила в конверт лист с верным ответом на первое задание, но чтобы его прочитать, нам потребуется провести эксперимент.
Перед нами чистый лист бумаги. Хотите узнать, что на нем написано? Для этого нужно прогладить листок утюгом или подержать его над горячей лампочкой! Что мы видим? Проявляются буквы. Слово написано молоком! При нагревании молоко закипело, потемнело и слово стало видимым. Вот такие «Волшебные чернила» использовала Герда. На листе написано АЗБУКА. Молодцы, ребята, вы верно выполнили первое задание.
Пора приступать ко второму заданию.
Игра «Будь внимателен!»
- Когда я называю гласную букву, вы поднимаете красную карточку, когда называю согласную – синюю карточку, когда слово - квадрат, когда предложение – прямоугольник. А сейчас я буду вас путать, будьте внимательны!
- Молодцы ребята, справились и с эти заданием! (На доске прикрепляется первая часть ключа).
- Нам сейчас предстоит сложное задание, в котором должны трудиться наши глазки, поэтому мы с вами сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз:
«Снежки»
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь к заданию приступайте.
Конверт №2 «Слово»
Во втором конверте задания от Снежной королевы будут уже сложнее. Вам надо постараться, чтобы их выполнить.
Задание 1. Назови перечисленные предметы одним словом.
Ребята, как можно одним словом назвать следующие слова:
а) Мячик, кукла, кубики, зайчик, машинка (игрушки)
б) Дуб, береза, ясень, осина, бук (деревья)
в) Лось, олень, кабан, лиса, волк (дикие животные)
г) Корова, овца, коза, лошадь, свинья (домашние животные)
д) Тарелка, чашка, бокал, кастрюля, блюдце (посуда)
Задание 2. Какая посуда может быть по материалу, из которого она сделана? (глиняная, металлическая, стеклянная, фарфоровая, алюминиевая, медная, эмалированная).
Задание 3. Подберите слова, противоположные по смыслу: длинный (короткий, светлый (темный, быстрый (медленный, говорить (молчать, смеяться (плакать, громко (тихо, старый (новый, холодный (горячий, можно (нельзя, легко (тяжело).
Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились!
(На доске прикрепляется вторая часть ключа).
- Теперь давайте немного разомнемся.
Дети выходят на ковер.
Физкультминутка (под музыку)
«Ну, а снег летит, летит»
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания — руки вверх)
Ветки в стороны торчат, (Потягивания — руки вперёд)
Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают)
Белки прыгают по ёлкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки —
Белки — ловкие малышки. (Прыжки)
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим. (Присели)
Ветер дует ледяной (Дети машут руками)
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания — руки в стороны)
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки вверх)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба)
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся)
Конверт № 3 «Предложение»
Отдохнули немного, а теперь пришло время открыть третий конверт с заданиями от Снежной королевы. Ребята, вам надо очень постараться, чтобы их выполнить.
Задание 1. Что такое предложение? (Предложение состоит из одного или нескольких слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу).
Все слова в предложениях перепутались, поменяйте слова местами и составьте предложения правильно:
1. Герда поиски на отправилась Кая.
2. золотую Принцесса Герде карету подарила.
3. разбойница Маленькая девочку пожалела.
4. Кая сердце Герда ледяное растопила.
Молодцы! Справились с этим заданием. Вы правильно составили предложения.
Задание 2. Составление рассказа по картинкам (сюжетные картинки).
Посмотрите на картинки на доске. Правильно ли они расставлены? (Ответы детей)
А как нужно правильно расставить картинки, чтобы у нас получилось начало истории о Кае и Герде? Какая картинка должна быть самой первой? Второй? Третьей? И какая картинка самая последняя?
1. В большом городе жили двое детей, Кай и Герда.
2. Ледяной осколок кольнул мальчика в сердце.
3. Кай привязал свои санки к саням Снежной королевы.
4. Герда отправилась на поиски Кая.
А теперь давайте соединим все ваши предложения в один рассказ.
Задание 3. У вас на столах лежат буквы. Раскрасьте буквы разными цветами, если это согласная буква, то какой цвет вы используете? (синий цвет) А если это гласная буква? (красный цвет)
Попробуйте собрать из ваших букв слово. Какие слова у вас получились? СОВА, РОЗА, ВОЛК, ЗОНТ, КОСА, МОСТ, ОКНО, ИГРА, НОГА, СЛОН, ГРОМ, РУКА. Прошу нескольких детей придумать предложение со своими словами.
- Сколько слов в предложении? Скажите, что мы должны поставить в конце предложения? (Точку)
- А если в предложении я спрашиваю о чем-то, задаю вопрос? (Вопросительный знак) - А если я удивляюсь? (Восклицательный знак)
- Ребята, вы справились со всеми заданиями.
(На доске прикрепляется третья часть ключа).
Заключительная часть.
Итог занятия.
Посмотрите, изображение, какого предмета получилось? (Ключ). Правильно, мы его расколдовали.
- А что можно открыть ключом? (Дверь). Я, кажется, знаю, где эта дверь находится. В конверте я нашла схему, по которой мы можем найти дверь комнаты, где спрятана книга (смотрим схему и идём).
Подходим с детьми к нарисованной двери.
Ребята, я буду открывать дверь ключиком, а чтобы дверь быстрее открылась, вы мне поможете.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог. (Соедините ладони, переплетите пальцы, а большие пальцы скрестите)
Потянули, (Не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны)
Покрутили, (Не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки, то в сторону левой руки)
Постучали, (Не расцепляя пальцев, постучите основаниями ладоней друг о друга)
И открыли. (Расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны)
Открываем ключиком дверь, находим книгу.
- Вы со всеми заданиями справились, нашли Азбуку и теперь можете научиться читать! Ребята, а вместе с Азбукой Герда приготовила для каждого из вас разноцветные закладки на память о чудесном путешествии в царство Снежной королевы.
А чтобы снова оказаться в нашем детском саду, нужно произнести волшебные слова:
«Раз, два, три, зонтик, в группу нашу нас верни!»
Рефлексия. Ребята, какие задания вы выполняли? Какое задание было для вас трудным? Какое задание было легким? Какое задание было интересным?
Молодцы ребята! Давайте поблагодарим наших гостей и пообещаем, что обязательно пригласим их еще раз в наше увлекательное путешествие! Хором говорим: «Спасибо!» Занятие закончено.