Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по развитию речи «Звуки [Й’]-[А]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучение звука [Й’А].
Задачи:
1. Формировать навыки звукового анализа;
2. Формировать понятия «звук», «согласный звук», «гласный звук», «буква», «слог»;
3. Учить составлять слоги;
4. Развивать умение называть слова с заданного звука;
5. Развивать пространственно-зрительное восприятие буквы;
6. Развивать внимание, память, общую и артикуляционную моторику.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звуки [Й’]-[А]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Материал: рисунок №1-дом, возле которого сидит мальчик с баяном, зайчонок, ёжик, мудрая сова, два «звука»-один в красных башмаках, а другой-в зелёных, на крыше дома висит якорь, а возле дома стоит фонарь с буквой «Я»; рисунок №2-картинка, на которой изображено как якает мальчик Яша; рисунок №3-яблоко,гармонь, рояль, свинья, ягоды, змея, обезьяна; рисунок №4-перо, крыло, стул, дерево, платье, стол, молоток, лист, шляпа; рисунок №5- буква «Я» для раскрашивания, и две буквы «Я» для превращения в бабочку человечка.
Ход НОД.
1. Подготовительный этап.
-Ребята, какие вы знаете дружные звуки?
-Почему эти звуки так называют?
-Чем отличаются звуки [Й’У] и [Й’О]?
-Назовите слова со звуком [Й’У] и [Й’О]
-Вспомните, кто развеселил Ёжикам и его друзей?
2. Постановка учебной задачи. Рисунок №1.
Пока юла снова не завелась, игрушки от неё поспешили отойти подальше, так как они побоялись, что у них не останется сил для продолжения путешествия после весёлых танцев.
Возле следующего дома с баяном сидел мальчик. Познакомившись с нашими друзьями, он сообщил, что его зовут Яша, и предложил послушать о себе песню.
Кто на свете всех умней?
Я-я-я-я!
Кто на свете всех сильней?
Я-я-я-я!
Кто поёт как соловей?
Я-я-я-я!
Кто дружнее всех друзей?
Я-я-я-я!
Зайчонку быстро надоело это яканье, и продолжил он песню: «Кто хвастун и дуралей?» «Я-я-я-я»,-спел Яша и сразу же спохватился, но было уже поздно. «Мы теперь о тебе Яша всё узнали!»-сказали игрушки и дальше пошли. Им совсем не захотелось дружить с таким якалкой и хвастунишкой.
-Ребята, как Яша якал?
-Поэтому он и поселился в доме буквы «Я». Отгадайте, какие два дружных звука живут на чердаке этого дома?
-Сегодня мы будет говорить о звуках [Й’А].
3. Изучение нового материала.
А).Работа с рисунками №2.
-Картинка, на которой изображено, как якает Яша, обозначает звуки [Й’А]. Ребята, объясните, почему эти звуки называются дружными.
-А что делают губы при произношении этих звуков?
-На рисунке покажите хозяев дома Яши?
Б).Работа с рисунком №3.
-В названии каких картинок звук [Й’А] слышится в конце, в начале и в середине?
В).Отгадывание загадок.
- Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
- Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах! –
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)
- Могут и разбиться,
Могут и свариться,
Если хочешь, в птичек
Могут превратиться. (Яйца)
- Всегда во рту,
Но не проглотишь. (Язык)
- Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль?
Как зовут меня? (Рояль)
- Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Нос пятачком,
Ничем не больна,
А всё стонет она. (Свинья)
-Ребята, о чём были эти загадки?
-А в каких словах звуки [Й’А] слышится в начале, в середине и в конце?
Г).Физкультминутка «Яшка».
Как у нашего у Яшки
С петухами есть рубашка.
Как гулянье на селе,
Так выходит Яшка в ней.
Лишь увидит он подруг,
Всем поклонится вокруг.
Любит Яшка поплясать
И себя показать.
Руки в брюки подопрёт
И вприсядочку пойдёт.
Ножками потопает,
Сам себе похлопает.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Д).Словесные игры.
-Ребята, скажите со звуками [Й’А] в начале слова: (я)сень, (я)ма (я)дра, (я)сли, (я)года, (я)стреб, (я)корь, (я)блоко, (я)йцо, (я)щерица, (я)рко, (я)сно.
-А сейчас, ребята, нужно отгадать имена детей. Для этого нужно добавить звуки [Й’А] в конце или в начале слова: Ра (я, Иль (я, Зо (я, (Я)рослав, (Я)на, (Я)ша.
-Как будут этих детей называть, когда они повзрослеют: Наташа (Наталья, Маша (Мария, Даша (Дарья, Настя (Анастасия, Соня (София, Ксюша (Ксения, Таня (Татьяна).
-Ребята, в каких именах звуки [Й’А] слышатся в середине, а в каком – в конце слова?
Е).Работа с рисунком №4.
-Ребята, сейчас нужно назвать каждый предмет, как будто их много. Обведите в круг только те картинки, в названии которых во множественном числе слышится звук [Й’А. ] (Дети обводят стул/стулья, платье/платья, лист/листья)
Ж).Работа с рисунком №5.
-Ребята, перед вам буква «Я». Заштрихуйте её красным карандашом.
-Как вы думаете, почему буква «Я» считают хвастливой?
-Эта буква на что похожа?
-Превратите буквы «Я» в бабочку и человечка.
4. Итог НОД.
-Ребята, что вы узнали о звуках [Й’А]?
-Чем буква «Я» отличается от звуков [Й’А]?
-Чем отличаются звуки [Й’А] и [А]?
-Назовите слова со звуком [Й’А].