Мария Мутина
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по картине «Зайцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа по картине «Зайцы»
Задачи:
— связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику;
— словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать — продавец) и прилагательных (веселый — весельчак)\
— звуковая культура речи : учить определять ударение в двухсложном слове.
Материал: картины — «Зайцы» [4], «На рыбалке» [21].
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста, Составление рассказа по картине „Зайцы“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Составление рассказов
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
* * *
Воспитатель помещает на стенд картину «Зайцы». Дети рассматривают картину, затем отвечают на вопросы.
Вопросы
1. Кто нарисован на картине?
2. Какое время года изображено? Почему вы так думаете?
3. Чем занимаются зайцы? Почему они это делают?
4. Что вы можете сказать о зайце, какой он?
Воспитатель (дает задание составить рассказ по картине). Расскажите, когда и зачем зайцы вышли на полянку, какие они, что они делали. Рассказывая, не забывайте те слова о зайцах, которые вы подобрали: пушистый, пугливый, быстрый и др.
После двух рассказов проводится оценка. Далее заслушиваются еще два рассказа и оцениваются.
Вы очень хорошо рассказали о зайцах. А какое название можно придумать к картине о зайцах? Я бы назвала эту картину «Ушастые трусишки», а как бы вы ее назвали?
Дети отвечают.
Очень интересные названия вы придумали к картине. Молодцы. Очень понравилось мне название. (Называет один из ответов детей.) Вспомните, а как называют зайцев в сказках? Дети. Побегайчик, трусишка. Воспитатель. Почему их так называют? Дети. Зайцы очень быстро бегают.
В о с п и т а т е л ь. А кто еще умеет быстро бегать?
Дети. Лошади, собаки, волки, люди.
Воспитатель. Как называют спортсменов, которые занимаются бегом, бегают?
Дети. Бегуны.
Воспитатель. Как называют спортсменов, которые бегают на коньках?
Дети. Конькобежцы.
Если дети затрудняются, ответ дает сам воспитатель. Следует поощрять словотворчество: «Хорошее слово придумал Митя, а есть другое слово — бегун».
Воспитатель. Люди разных профессий умеют делать разные дела. Сейчас я загадаю вам загадки о людях разных профессий, а вы узнайте, кого я изобразила, кто это.
Воспитатель делает вид, что опускает в почтовые ящики письма и газеты. Если дети не догадываются, подсказывает отгадку строчками из стихотворения С. Маршака.
Почта
Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой пять на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, это он,
Ленинградский. (почтальон).
Дети отгадывают.
Правильно отгадали, это загадка о почтальоне. Почтальон ходит по домам и приносит людям письма, газеты, журналы.
А сейчас о ком загадка? Кто он? (Изображает игру на фортепьяно.)
Если дети не могут отгадать, подсказывает начало слова: «Это — пиа.». (Оценка словотворческих ответов такая же, как и раньше.)
А теперь придумайте сами такие же загадки, какие загадывала я. Вспомните, что умеют люди делать, какими инструментами они пользуются во время работы, на каких музыкальных инструментах играют? Изобразите их, а я буду отгадывать.
После двух-трех детских загадок вводится правило: загадывать будет тот, кто правильно отгадает загадку товарища.
Далее воспитатель предлагает детям поиграть на прогулке и придумать к следующему занятию загадки о профессиях своих родителей (можно придумывать вместе с родителями).
Проводится физкультминутка.
Воспитатель помещает на стенд картину «На рыбалке».
Вслушайтесь в звучание слогов в словах рыба, рыбак. Произнесите эти слова медленно.
Дети выполняют.
Одинаково ли звучат слоги? Где слышится ударение в слове рыба? Дети отвечают. А в слове рыбак? Дети отвечают.
Еще раз вслушаемся в звучание слогов в словах рыба, рыбак и определим, где в этих словах находится ударение. Дети выполняют.
Подберите слова, сходные по звучанию. Я начну первую строчку, а вы продолжайте:
Котик-котик, где ты был?
Дети. Рыбку вкусную ловил.
Воспитатель. Рыбка-рыбка, где гуляла?
Д е т и. Я с ребятами ныряла.