Сиротенко Марина
Конспект НОД по развитию речи «Цветы» (подготовительная группа)
Марина Сиротенко
Конспект НОД по развитию речи «Цветы» (подготовительная группа)
Цель: развивать грамматический строй речи.
Задачи:
1. развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Цветы“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Развитие речи
- Темочки
2. активизировать словарный запас по теме, развивать связную речь.
3. совершенствовать навык слогового анализа слов
Новая лексика
Существительные: названия полевых цветов (фиалка, колокольчик, мак, ромашка, лютик, кашка, клевер, незабудка, василёк, луг,
поле, поляна, аромат, стебель, лист, бутон, венок, букет.
Прилагательные: ароматный, красивый, нежный, душистый, свежий, алый, лиловый, белоснежный, голубой, розовый, редкий, хрупкий.
Глаголы: рвать, срезать, собирать, нюхать, плести, уничтожать, оберегать, охранять, опылять.
Ход ЗАНЯТИЯ
Игра «Подскажи словечко»
Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.
Ход игры.
Воспитатель читает стихотворение, дети стоят в кругу.
Посмотри-ка ты дружок,
На зелёненький лужок!
Посмотри, какой ковёр
Перед вами распростёр!
Полюбуйся на цветы :
В них ведь много красоты!
Улыбнись, дружок, ромашке,
Наклонись к душистой кашке!
Пчёлки вьются над лужком –
Скоро будем мы с медком!
Сколько бабочек вокруг1
Это луг, мой юный друг!
Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Куда мы с вами пришли? Закройте глазки и послушайте. Кто что услышал?
Дети садятся за столы. Воспитатель загадывает загадки:
Цветики-корзинкой,
С жёлтой серединкой,
Белая рубашка
Хороша (ромашка)
Мы несли грибы в корзине
И еще цветочек синий.
Этот синенький цветок
Назывался. (василёк).
Поле, словно в желтых волнах.
Здесь растет цветок. (подсолнух)
.
Выросли звоночки в ряд,
Жалко только – не звенят.
Синие бутончики –
Это (колокольчики)
Вот полянка, вся в цветочках,
Словно в светло-синих точках.
Соберу здесь для Анютки
Голубые. (незабудки).
Игра «Три цветка»
Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).
ХОД игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных полевых цветков. Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат.
Например:
Колокольчик лежит между ромашкой и одуванчиком.
Или:
Василёк — справа от колокольчика и слева от незабудки и т. д.
Игра «Цветочная полянка»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).
Например:
Полянка, на которой растут ромашки (какая) ромашковая.
Полянка, на которой растут васильки (какая).
Полянка, на которой растут колокольчики (какая).
Полянка, на которой растут одуванчики (какая).
Динамическая пауза «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты
(Потягивания – руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(Потягивания – руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда
(Дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки
(Наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Воспитатель: Ребята, присядьте, пожалуйста, на стульчики, сядьте красиво, пинки у всех прямые.
Игра «Букет»
Цели: развивать грамматический строй речи (согласование существительного с числительным, активизировать словарный запас по теме, развивать связную речь.
Ход игры. Воспитатель читает текст, показывая в ходе рассказа картинку с изображением соответствующего цветка, дети дополняют рассказ. Затем воспитатель читает дополненный текст второй раз, а дети пересказывают.
Как-то летом Дашенька пошла гулять с подружками. Девочки набрели на полянку, полную самых разных цветов. Чего здесь
только не было: и ромашки, и незабудки, и васильки. Девочки плели из цветов венки, а Даша решила собрать букет для бабушки. Букет получился красивым и пышным. В нё м были: три василька, пять ромашек, четыре незабудки, два мака и семь колокольчиков. С. Чешева, И. Михеева
Игра «Поймай и раздели»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов, закреплять в словаре детей слова — названия полевых цветов.
Ход игры. Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося название полевого цветка. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в нём.
Например:
Ко-ло-коль-чик—четыре; о-ду-ван-чик—четыре, ро-маш-ка —
три; ва-си-лёк — три.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
ФИАЛКА
На солнечной опушке
Фиалка расцвела —
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится
И бережно возьмет.
Е. Серова
ВАСИЛЁК
Как чиста в колхозе рожь —
Василек едва найдешь.
Всем бы ты, цветок, хорош,
Но зачем ты портишь рожь?
Приходи-ка лучше в сад,
Вот обрадуешь ребят!
Е. Серова
Текст для пересказа
ЛЮБИТЕЛЬ ЦВЕТОВ
Весной все рады цветам. За долгую зиму стосковались глаза по яркому и цветному.
Ребята в лесу собирают цветы. Спешат на первые цветы бабочки, пчёлы и мухи.
И рябчик туда же: ива цветёт — он на иве, черника и голубика — он к ним. Зацветут незабудки — не забудет и незабудки.
Ребята складывают из цветов букеты; букеты нежны, красивы, пахучи.
Бабочки и пчёлы угощаются на цветах. Цветы для них — расписные скатерти-самобранки. Садись и веселись: и мёд, и нектар, и сок.
А рябчик цветы ест! Оказывается, они ещё и вкусны! И очень любит незабудки. Наверное, у них особый, незабываемый вкус.
Все любят цветы. Только каждый по-своему.
Н. Сладков
Вопросы:
Почему весной все рады цветам?
Что делают ребята в лесу?
Кто спешит на первые цветы?
Что делают ребята из цветов?
Чем пчёлы и бабочки угощаются на цветах?
Какие цветы любит рябчик?