Османова Ольга Сайгидовна
Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворения А. Н. Плещеева «Весна». Дидактическая игра «Когда это бывает?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со стихотворением А. Н. Плещеева «Весна».
Задачи: Познакомить с биографией А. Н. Плещеева, его поэзией воспевающей красоту русской земли. Познакомить детей со стихотворением А. Н. Плещеева «Весна». Формировать желание видеть и понимать нежную неброскую красоту русской природы. Учить называть признаки времен года. Развивать умение определять настроение выраженное в стихотворении. Воспитывать любовь к русской поэзии, эмоциональную отзывчивость.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Чтение стихотворения А, Н, Плещеева „Весна“, Дидактическая игра „Когда это бывает?“» размещена в разделах
- Весна. Весенние стихотворения для детей
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Игры, дидактические пособия
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Читаем и заучиваем весенние стихи
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Плещеев А.Н. Произведения для детей
- Плещеев А.Н. Стихотворение «Весна»
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Материал: портрет А. Н. Плещеева, книга с произведениями А. Н. Плещеева, иллюстрации с весенней и осенней природой.
Ход занятия
Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
- Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
Воспитатель -. Много на свете книг, и среди них- огромное количество книг для детей. Кто пишет книги? (поэты, писатели, сказочники). Сегодня ребята мы познакомимся с поэтом Алексеем Николаевичем Плещеевым (показ портрета).
Родился он в городе Костроме. Отец- потомок старинного русского боярского рода - служил чиновником, много работал. Мать, Алексей Николаевич обожал: «Я счастлив, что знал светлое детство,- светлое любовью матери»,- говорил он. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде. И до 13 лет мальчик воспитывался дома, где ему дали хорошее образование. А затем его увезли в г. Петербург и отдали учиться в гвардейскую школу. Но военная служба была не для него. А. Плещеев уходит из школы и поступает в университет. Где начинает писать стихи, как для взрослых, так и для детей. (Показ картинки).
Свои стихи он писал о детях, природе и о родине. В детских стихах Плещеева звучит бесконечная ласка, доброта, мягкость. В своих стихах он как бы передает настроение детской души. Для него дети и свет и радостное, весеннее ощущение бытия. Неслучайно лучшее его стихотворение «Весна» оканчивается ликующим гимном детству. Послушайте его. (Показ картинок)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста, небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало:
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят - кто больше всех
Природы любит обновленье!
Но не только о природе писал Плещеев, в его стихах отражена жизнь простых людей с помощью, которых он учит детей любить, сопереживать помнить о своем долге перед Родиной.
Воспитатель- Какое сейчас время года?
Дети - Весна!
Воспитатель - Какие приметы весны вы знает?
Дети - Солнышко греет, прилетели птички, на деревьях набухли почки, небо стало ясное, люди переоделись в другую одежду.
Воспитатель- Поэт в стихотворении красиво описал приход весны. А как вы понимаете, что такое чистая небесная «лазурь»?
Дети- Это голубое небо.
Воспитатель- А что обозначает слово «миновала»?
Дети - Закончилась.
Воспитатель- Как вы понимаете слово «засвищут»?
Дети - Запоют.
Воспитатель - Раскройте мне предложение «И лес оденется листвою»
Дети - На деревьях сначала набухают почки, это домик листиков, затем вырастают листики.
Воспитатель - Вам понравилось стихотворение? Какие признаки весны вы запомнили в стихотворении? (Закрепление)
Физкультмиутка «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо (помахать руками в лицо)
Закачалось деревцо (покачаться из стороны в сторону)
Ветерок все тише, тише (присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо все выше, выше (тянемся выше, встаем на носочки, руки протягиваем к солнышку)
Воспитатель - Давайте вспомним стихотворение А. Плещеева «Осень наступила»
Осень наступила, высохли цветы
И глядят уныло голые кусты,
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воспитатель - О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети - Об осени.
Воспитатель - Какие признаки осени вы знаете?
Дети - Дует холодный ветер, часто идет дождь, листья на деревьях желтеют и опадают, птицы улетают в теплые края, травка на земле желтеет, люди надевают теплую одежду и обувь.
Дидактическая игра «Когда это бывает весной или осенью?»
Воспитатель - Я буду называть признаки весны или осени, а вы берете соответствующую картинку и показываете.
Травка зеленеет, солнышко блестит…. (весна)
Листики на деревьях пожелтели (осень)
Звери проснулись…. (весна)
Стало холоднее, высохли цветы… (осень)
Уж тает снег, бегут ручьи…. (весна)
Вянет и желтеет травка на лугах… (осень)
На деревьях набухли почки… (весна)
Сугробы от солнечного тепла оседают… (весна)
Стали лужи замерзать… (осень)
Выросли подснежники… (весна)
Птицы улетают в теплые края (осень)
Рефлексия Молодцы ребята! Как много примет весны и осени вы знаете!
С каким стихотворением познакомились? Кто его автор?