Татьяна Иванцова
Конспект НОД «Рассматривание картины Саврасова А. К. «Грачи прилетели» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Рассматривание картины
Саврасова А. К. «Грачи прилетели»
Подготовила: Иванцова Татьяна
Старший дошкольный возраст
Цель: Приобщить детей к прекрасному миру живописи, поэзии, музыки. Научить внимательно, рассматривать картину, рассказывать об ее содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД „Рассматривание картины Саврасова А, К, „Грачи прилетели“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
Учить детей рассматривать и репродукцию картины, отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать умение подбирать слова – определения к существительным.
Развивающие:
Развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе. Развивать творческое воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству, любовь к родному краю, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту. Расширять знания детей о жанре изобразительного.
Материал:
Репродукция картины Саврасова А. К. «Грачи прилетели» и
ИКТ для просмотра репродукции.
Отрывок из цикла П. И. Чайковского «Времена года. Март».
Стихи русских поэтов о весне.
Бумага, акварельные краски, различные виды карандашей для рисования, мольберты.
Активизация словаря: пейзаж, оттепель, проталины, ранняя, поздняя весна.
Предварительная работа:
Чтение литературных произведений, стихов о временах года.
Рассматривание иллюстрации, фотографии, репродукции картины художника.
Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы».
Наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий.
Рисование времен года.
Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание репродукции, прослушивание музыкальных произведение, игровая деятельность.
Ход НОД
Организационный момент:
Воспитатель:
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Я дарю вам лучик этот,
Пусть вам так же ярко светит!
Основная часть
- Как сегодня тепло и светло! Скажите мне, какое сейчас время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Как много вы знаете о весне! А с зимой весну не перепутаете? Давайте проверим…
Зима ушла, а весна…пришла.
Зима холодная, а весна…теплая.
Зимой солнце светит, а весной…греет.
Зимой сугробы высокие, а весной…низкие.
Молодцы!
- А сейчас я хочу прочесть вам свои любимые стихи про времена года, а вы должны догадаться, о каком из них идет речь и как вы узнали. Предлагаю вам присесть на ковер и послушать.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело. И. Суриков
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. К. Бальмонт
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли;
Если в роще над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета,
Значит, это уже … лето. Е. Трутнева
Светает рано по утрам
Проталины и тут и там,
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает? (весна)
- А сейчас я приглашаю вас посетить картинную галерею.
(показ репродукций русских художников - 8 шт., по две каждого времени года, ИКТ).
- Перед вами картины, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их и выберите две картины о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.
Дети выбирают картины, мотивируют свой выбор.
Воспитатель на мольберт выставляет репродукцию картины
Саврасова А. К. «Грачи прилетели».
Детям предлагают пройти и сесть на стулья, поставленные полукругом, перед которыми стоит мольберт с репродукцией.
Воспитатель: поэты пишут стихи, композиторы - музыку, а художники – картины. Сегодня мы с вами поближе познакомимся с картиной о весне, внимательно рассмотрим ее. В каком жанре написана эта картина? Это натюрморт, портрет? Правильно, это пейзаж.
Вот картина Саврасова А. К. «Грачи прилетели».
Как вы думаете, какой период весны изобразил художник?
Где побывал художник, чтобы написать эту картину?
По каким признакам можно определить, что на картине весна?
Как художник передал в картине пробуждение природы?
Чего в картине больше: земли или неба?
Какие тона преобладают: теплые или холодные?
Каких красок больше?
Как бы вы назвали эту картину?
Что интересного увидел художник и изобразил на своей картине.
(Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда)
Расскажите о грачах, что они делают (поправляют, ремонтируют гнезда внизу у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, шумливые. Они громко кричат, делятся впечатлениями, о далеком путешествии на свою любимую Родину. Они счастливы, что вернулись домой. Они рассказывают друг, другу о своих планах на будущее. Как обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать.
Почему грачи выбрали это место для гнезда (здесь спокойно, тихо, красиво) это окраина села, видно несколько деревянных домиков за домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.
Какие деревья выбрали грачи (грачи выбрали старую, корявую березу. Она толстая, ветви упругие. Гнезда надежно укреплены. Когда распустится листва, гнезд не будет видно в кроне дерева.
Ребята, а если на картине солнце?
Как вы догадались? Оно скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое.
Чуть-чуть просвечивает сквозь облака.
Облако нежно желтого цвета. Чувствуется что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то спрячется. Что можно сказать о небе? Какое весеннее небо? Небо покрыто голубовато-серыми тучами, (пушистые, задумчивые, хмурые)
Ребята скажите, вы видите снег, (потемневшим, рыхлым, серым, подтаявшим).
Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на картину. (Немного холодно, легкая печаль по уходящей зиме, чувствуется свежесть.
Вам понравилась картина?
- Устали глаза? Медлить нельзя!
Нужно глазкам отдохнуть и на мир вокруг взглянуть!
Гимнастика для глаз. Предлагается глазами отыскать в группе: солнышко, капли дождя, цветок, птицу, гнездо. Проследить глазами полет птицы до гнезда.
- Мы с вами рассмотрели картину. А я хочу вам открыть один секрет: картину можно не только видеть, но и слышать. Давайте попробуем послушать картину! Дети слушают картину, говорят о своих впечатлениях.
- Но и это еще не все! Картину можно еще понюхать, почувствовать ее запах. Давайте попробуем сделать и это.
Мы с вами рассмотрели картину великого русского художника Саврасова А. К. «Грачи прилетели». И увидели, какая бывает весна. А сейчас предлагаю самим нарисовать картину весны. Но не красками, а своими движениями.
Физминутка
Летит с юга первый гусь (машем руками)
И кричит: «На Русь! На Русь!»
А за ним летит другой
И кричит: «Домой! Домой!»
И на эти голоса отозвались небеса (руки через стороны)
Все услышали кругом –
Загремел из тучи гром (топаем)
Воздух дождиком умылся (потираем ладони)
И всем радугой явился (рукой показывается дуга)
Солнце нитью золотой (руки вверх-вниз)
Сшило небеса с землей (шьем)
И от этого огня – ярче свет день ото дня (жмем ладони).
Мимическое упражнение: выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.
- О весне писали не только художники, но и поэты, композиторы. Стихи о весне мы с вами сегодня уже слушали, а сейчас я вам предлагаю послушать музыкальное произведение П. И. Чайковского из цикла «Времена года». У этого русского композитора есть музыка к каждому времени года. Но раз мы с вами сегодня говорим о весне, то слушать будем «Март». Послушайте внимательно и скажите, к какой картине больше подходит эта музыка. Почему? Что вы услышали в этом произведении?
Заключительная часть
Окунувшись в море поэзии, музыки и живописи, наверное, вы хотели бы и сами выразить свои чувства в рисунке. Если бы вы были художниками, какую картину о весне вы бы написали? Какие бы краски использовали для этого?
Предлагаю вам превратиться в художников, подойти к мольбертам и создать свой художественный шедевр о весне.
Художественная деятельность. Воспитатель побуждает детей к смешиванию красок для получения необходимых оттенков и цветов. Дети вспоминают, какие краски использовали художники в своих произведениях.
Рефликсия: Итак, ребята, мы сегодня слушали стихи о весне, рассматривали весенние картины, слушали музыку. Что вам понравилось? Какие звуки весны вы сегодня услышали? Какие краски и запахи весны почувствовали? Спасибо вам за работу.