Татьяна Колобухина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме «Путешествие по городам на Волге»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие по городам на Волге.
Задачи: расширить представления детей о городах, расположенных по берегам Волги, познакомить с географической картой Волги,
формировать познавательный интерес детей к реке;
развивать любознательность, внимание; расширять словарь детей; воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за нашу великую реку.
Материал и оборудование: мультимедийная презентация «Города на Волге»; картинки с изображением хищных и травоядных речных рыб.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме „Путешествие по городам на Волге“» размещена в разделах
Ход НОД.
1. Сообщение темы.
-Послушайте стихотворение и скажите о чём оно?
Город – это не только улицы
И небо, что сильно хмурится.
Город – это ещё и прогулки.
Домики, скверы и переулки.
В городе украшенье двора –
Громкая шумная детвора!
Занятие детям найдётся всегда,
Ведь много таят в себе города!
Кто на самокате прокатится чуток,
А кто-то – рассматривать будет песок.
Город – для всех развлечение,
Одна прогулка – уже приключение!
-Так о чём же это стихотворение? (Ответы детей) Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по городам, которые расположены по берегам реки Волга.
2. Путешествие по городам Волги.
- А путешествовать мы будем вот на этом теплоходе и возьмём с собой карту. (2-3 слайд презентации «Города на Волге») Посмотрите на карту, сейчас мы вот здесь, а поплывём по всей Волге до Каспийского моря. В нашей Тверской области много замечательных городов, которые стоят на Волге. Итак, занимайте места на нашем теплоходе и в путь. - Посмотрите, как красива Волга в окрестностях посёлка Пено. Здесь она протекает по озеру Пено. (4 слайд). А впереди нас ждёт один из крупных городов нашей области. Это Ржев – город воинской славы. (5-6 слайды). Здесь в годы Великой Отечественной войны была большая и кровопролитная битва с фашистами. Давайте послушаем стихотворение о войне. (Дети рассказывают стихотворение)
В боях подо Ржевом, Смоленском, Москвою
Стояли вы смело, ребята, не спорю.
И были моменты, когда вы боялись,
Казалось, конец, но вы все же сражались.
Сражались за Родину нашу, Отчизну,
И это нам стоило тысячи жизней.
Закончилась битва, закончился бой,
Но так и лежит в той земле рядовой.
Он рвался к победе, не знал пораженья,
Но вот в 45-м погиб он в сраженье.
Он был совсем юным, мальчишка-герой,
Закрыл командира от пули собой.
Давайте же вспомним мы тех имена,
Чью жизнь унесла роковая война.
Кто дрался за Родину, мать и детей,
Кто шел на врага за своих сыновей.
Пусть память людская их вечно хранит
И Вечный огонь, обелисков гранит.
-В Ржеве очень много памятников, напоминающих нам о подвигах солдат в годы войны.
-Продолжаем наше путешествие. Это города Зубцов и Старица. (7-9 слайды)
А пока мы проплываем мимо, давайте поиграем.
Игра «Назови речку ласково» (Речка, реченька, речушка, Волга-матушка)
-Посмотрите, вот мы уже в Твери. (10-12 слайды). А какой это город? Правильно, он главный город в нашей области. Здесь в Волгу впадают две реки : Тверца и Тьмака.
- А вот этот город Калязин знаменит на весь мир своей Колокольней, которая стоит посреди реки. (13-14слайды).
-А сейчас давайте сделаем остановку и поиграем.
Подвижная игра «Займи место»
-Продолжаем путешествие и отправляемся дальше. Город Рыбинск. (15-16 слайды) Здесь путешественников встречает монумент «Мать Волга». А следующий город называется Нижний Новгород. (17-19 слайды). Посмотрите, какая здесь широкая река. А это Нижегородский кремль.
-Ещё один крупный город Волгоград. (20-22слайды) Здесь тоже во время Великой Отечественной войны были тяжёлые бои, поэтому Волгоград город-герой. На вы высоком кургане стоит монумент «Родина-мать», он очень высокий. Родина-мать призывает всех на защиту своей Родины.
-Продолжаем путешествие, впереди нас ждёт последний город. Чтобы нам не было скучно в пути, давайте послушаем стихотворение «Река живёт»
Г. Ладонщикова.
Посмотрите на реку
И кажется в ней
Нет ни малявок,
Ни окуней.
Только бежит
Голубая вода,
Петляя по лугу
Незнамо куда.
Но если поглубже
В неё заглянуть,
С маской и трубкой
Тихонько нырнуть,
Сразу увидишь,
Что это не так,
Здесь проживают
Лягушка и рак…
Река ведь не просто течёт,
Она интересной жизнью живёт.
-Ребята, а давайте мы вспомним, какие рыбы хищные, а какие травоядные?
Дидактическая игра «Распредели рыб по группам»
(Дети раскладывают картинки рыб на две группы : хищные и травоядные.)
- Наше путешествие подходит к концу. Последний город, где мы побываем – Астрахань. (23слайд) От Астрахани Волга течёт в Каспийское море, а место, где она впадает в море называется дельта. Посмотрите. (24-25 слайды) Здесь расположен Астраханский заповедник, где под охраной находятся животные, птицы и растения. Давайте посмотрим некоторых из них. (26-31 слайды)
-Итак, по какой же реке мы путешествовали? (Ответы детей) Правильно, Волга одна из крупнейших рек на Земле. (32 слайд)
-И как песня, кончилась дорога, та, что от истока привела. Пришла пора возвращаться обратно. А чтобы быстрее вернуться назад, давайте полетим вот на этом самолёте. (33слайд)
- Повторяйте за мной:
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре-
Полетел наш самолёт.
(Дети выполняют движения по тексту)
- Молодцы! Вот наш самолёт и в воздухе. (34 слайд)
3. Итог.
Пока мы летим, давайте вспомним, в каких городах мы побывали. Что вам запомнилось?
-Как называется главный город нашей области? (Тверь)
(35 слайд)