Елена Истомина
Конспект НОД по краеведению в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие по городам республики Коми».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизация и обобщение знаний о городах республики Коми.
Задачи :
Образовательные:
расширять представления детей о городах республики Коми (архитектура, природа, полезные ископаемые, занятия жителей – профессии, символика – гербы городов); учить ориентироваться по карте; расширять кругозор.
Развивающие:
развивать речь, творческое воображение.
Воспитательные:
воспитывать чувство любви и гордости за свой край, свою родину.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Республика Коми
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
• «Социализация»: формирование целостной картины мира и расширение кругозора дошкольников о родном крае.
• «Коммуникация»: развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
• «Чтение художественной литературы»: использование художественных произведений о родном крае: стихи коми поэтов.
• «Физическая культура»: приобщение дошкольников к ценностям физической культуры через коми подвижные игры.
• «Музыка»: использование музыкальных произведений о коми крае.
Материал к занятию: мультимедийная презентация по теме «Путешествие по республике Коми», карта республики Коми, контурные карты формата А4 на каждого ребёнка; фотография коми поэта А. Е. Ванеева, аудиозаписи песен о городах республики Коми, стихотворение А. Е. Ванеева «Это север- край неповторимый», песня Вавиловой «Песня о Сыктывкаре».
Предварительная работа : занятие по краеведению по теме «Усть-Сысольск- Сыктывкар. Страницы истории»; экскурсия в национальный музей РК (отдел природы) по теме «Волшебные камни»; разучивание песни Вавиловой «Песня о Сыктывкаре»; разучивание и повторение коми подвижных игр «Ошко-бабо», «Пышкай», «Ёма-кулёма».
Ход занятия:
Дети читают стихотворение коми поэта А. Е. Ванеева «Это север- край неповторимый».
«Тихие, задумчивые сосны
И под снегом сон тетеревов.
И фонтаны в крае нефтеносном,
И огни растущих городов.
В новых сёлах древние былины,
Золотые скирды на полях.
Это север, край неповторимый,
Край отцов и Родина моя.
Пусть и вьюга мечется шальная,
От мороза стынет кровь в руках,
Но зато огонь не затухает
В сердце лесоруба- паренька.
Он в тайге лютые сосны рубит,
Он влюблён в профессию свою.
Паренёк за холод не разлюбит
Край отцов
И Родину свою.
Ведь морозы жгучие не вечны,
Пролетит холодная зима,
От черёмух в платьях подвенечных
Вся округа будет без ума.
Возвратятся радостные птицы,
Позабросив тёплые края,
И весною словно обновится
Край отцов
И Родина моя.
Но, мороз ни разу не изведав,
Оценить не сможешь теплоту.
Понимали прадеды и деды
Северных просторов красоту.
И горжусь, что сам на них похож я,
Что не еду в тёплые края,
Что на свете мне всего дороже
Край отцов
И Родина моя.
Педагог: Эти проникновенные строки написал известный коми поэт А. Е. Ванеев о родной Коми земле. (Педагог показывает детям портрет писателя). Республика Коми – это наша Родина. В ней много разных городов, сёл, деревень, в которых живут, трудятся, растут жители коми края. Вот как выглядит наша Республика на карте. (Педагог показывает и обводит контуры республики). Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по нашей родине и побывать в роли путешественников - исследователей. Вы согласны?
Дети: да.
Педагог: каждый из вас получит маршрутный лист – контурную карту республики Коми, куда вы будете отмечать те места, куда мы сегодня попадём, что интересного и примечательного вы узнаете о городах республики коми, тоже будем фиксировать на карте (маршрутном листе). Итак, вы готовы к путешествию? Приготовили свои инструменты.
Дети: готовы.
Педагог показывает слайд №2 (изображение карты РК).
Ребята, мы начинаем наше путешествие с города Сыктывкара. Я предлагаю перед отъездом спеть песню о родном городе Сыктывкаре – дети исполняют «Песню о Сыктывкаре». Давайте мы на наших маршрутных листах (контурных картах) отметим начальный пункт путешествия красной точкой. (Дети на картах отмечают г. Сыктывкар).
Педагог показывает слайд №3 (вокзалы – железнодорожный и аэропорт).
С детьми определяем, на каком виде транспорта будем путешествовать.
Педагог: кто выбрал железнодорожный путь выбирайте места согласно купленным билетам. С детьми исполняем песню на коми языке : «Тутостiс паровоз вагонъяссо нуигмоз, чу-чу, чо-чо, ыло-ыло мододчо…».
Пока мы едем, давайте вспомним, что на здании аэропорта висит герб города Сыктывкара. Давайте попробуем прочитать его. (Показ слайда №4).
Дети дают ответы.
Педагог : а вы знаете, как назывался наш город в прошлом?
Ответы детей.
Педагог: правильно, Усть-Сысольск. Я покажу вам, каким был наш город раньше. (Показ слайдов №5,6).
Педагог: итак, наша первая остановка – это город Ухта. Давайте также найдём и отметим его на наших контурных картах (дети отмечают).
Показ слайдов №7, слайд №8 (попробуйте прочитать информацию о городе Ухта по его гербу- дети дают ответы). Показ слайдов №10,11 – об истории возникновения г. Ухта. Показ слайдов №12,13,14,15,16 – занятие жителей Ухты – нефтедобыча). Я предлагаю на наших маршрутных листах отметить нефть значком (с детьми определяем значок – чёрный треугольник- так отмечается это полезное ископаемое на картах);
Город красив и зимой и летом – слайд №17).
Педагог включает запись песни «У Печоры, у реки…».
Педагог: ребята, вы наверное уже догадались, что мы с вами доехали до следующего северного города Печора – это портовый город. Давайте отметим его на карте. (Показ слайдов №18, 19,20).
У города Печора есть свой герб – показ слайда №21. Ответьте, пожалуйста, какой элемент на гербе говорит о том, что люди в этом городе работают на речном транспорте? (Ответы детей).
А ещё в городе Печора добывают электроэнергию и там есть гидрометеорологическая обсерватория. Здесь работают люди, которые следят за погодой и дают её прогноз жителям республики (Показ слайдов №22, 23, 24).
Педагог:
Мы немного устали. Давайте с вами поиграем в игру на коми языке (по выбору детей «Пышкай», «Ошко-бабо», «Ема–кулёма»).
Педагог: наше путешествие продолжается, юный путешественник –исследователь, посмотри в окно поезда. Мы приехали с вами в ещё один северный город, который называется Инта. (Слайд №25»). Я также предлагаю отметить его на маршрутных листах – картах. Также и у этого города есть герб, который многое может нам рассказать. (Показ слайда №26). В этом северном городе добывают уголь. Давайте мы его на наших картах отметим значком – чёрный квадрат. (Показ слайдов (27-35) – о добыче угля и использовании в хозяйстве страны.) А давайте мы с вами прогуляемся по улицам города. Он красив зимой и летом, в котором много достопримечательностей – это и водонапорная башня (изображена на гербе города). Этот архитектурный памятник охраняется государством. Он выложен из красного кирпича. Также он является визитной карточкой города и нарисован нагербе. Обратите внимание на украшение домов. Они стоят как сказочные теремки. (Показ слайдов №36, 37, 38).
Педагог : наш поезд отправляется дальше. Посмотрите в окно – леса уже не видно, вокруг простирается бескрайнее поле – мы попали в тундру. (Показ слайда №39). А вот вдалеке виднеется самый северный город нашей республики - Воркута. (Показ слайда № 40). Даже летом земля здесь не тает до конца. Тут вечная мерзлота. Ребята, кто может объяснить выражение «Вечная мерзлота»?
(Дети дают ответы).
А так выглядит Воркута летом (показ слайда №41). Давайте мы отметим самый северный город на наших картах.
Педагог: Воркута тоже является городом шахтером. Здесь добывают каменный уголь. Давайте возле Воркуты на картах также поставим значок – чёрный квадрат. Обратите внимание на герб Воркуты. (Показ слайда №42). Попробуем сравнить гербы г. Инты и г. Воркуты (показ слайда № 43).
Г. Воркута был сначала маленьким посёлком. (показ слайдов №44, 45, 46, 47). А так выглядит Воркута в наше время. (показ слайдов №48, №49).
Педагог : наше путешествие подошло к концу. Посмотрите на свои маршрутные листы и скажите, в каких городах Коми республики удалось нам побывать и расскажите об их главных богатствах. Дети дают ответы.
А какое же самое главное богатство нашей республики кроме природных вы узнаете, если отгадаете кроссворд. (Показ слайда №).
Дети отгадывают кроссворд.
Педагог: Действительно, самое главное богатство нашей республики - это её люди. И о знаменитых людях республики коми мы поговорим на следующем занятии. А на прощание я хочу дать вам домашнее задание – нарисовать полюбившиеся виды городов республики Коми, в которых мы сегодня побывали и с помощью маршрутных листов – карт рассказать родителям о нашем сегодняшнем путешествии.
Педагог : до свидания. Аддзысьлытодз.