Татьяна Ботякова
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Путешествие на необитаемый остров"
Цель:формирование у детей интереса к познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
•закрепить знания о составе числа 7 из двух меньших чисел.
• закрепить представления детей о геометрических фигурах, развивать умение находить сходство геометрических фигур с предметами;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
• закрепить умение ориентироваться в пространстве, используя понятия "вправо", "влево";
•закреплять умение сравнивать две группы предметов на основе взаимного сопоставления, используя выражения – столько, сколько, поровну, больше, меньше;
•учить детей устанавливать равенство между количеством предметов.
Развивающие:
• развивать речевую активность, обогащать словарь детей;
• развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности;
• развивать интеллектуальные способности (внимание, память, воображение, мышление).
Воспитательные:
• воспитывать любознательность;
• воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;
• воспитывать активность, самостоятельность, уверенность в себе, способность к принятию собственных решений.
Форма организации: НОД фронтальная.
Вид деятельности: познавательно-исследовательская.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
Социализация
Воспитание у детей желания играть и общаться с воспитателем, помогать игровым персонажам. Воспитание дружеских взаимоотношений с детьми, умения выполнять действие сообща, не мешая друг другу. Развитие интереса к окружающему миру в процессе игры.
Коммуникация
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие умения отвечать на вопросы, активизация словаря детей словами: остров, пират, пальма, капитан, необитаемый.
Физическая культура:
Развитие потребности в двигательной активности, формирование положительных эмоций в процессе выполнения физкультминутки, пальчиковой гимнастики.
Чтение художественной литературы:
Развитие эстетических и эмоциональных чувств при восприятии художественного слова.
Музыка:
Развитие интереса к музыке, эмоционального восприятия музыкального произведения.
Методы и приёмы:
Игровой (использование сюрпризных моментов, дидактические игры).
Наглядный (демонстрация иллюстраций, дидактических пособий).
Словесный (чтение стихотворения, загадок, беседа, указание, вопросы, поощрения, индивидуальные ответы детей).
Словарная работа.
Цель: Расширять и активизировать словарь детей: путешествие, остров, пальма, необитаемый, пират, поровну, утро, день, вечер, ночь, направо, налево, вперед.
Предварительная работа:
Беседа о моряках,просмотр детских энциклопедий о путешественниках, мореплавателях, конструирование корабля, сюжетно - ролевая игра «Моряки»,дидактическая игра «Найди лишний предмет», «На какую геометрическую фигуру похож предмет»,д/игра «Когда это бывает»,д/игра «Что летает, ездит, плавает», чтение художественной литературы: В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк»; А. Митяев «Сказка про трех пиратов», С. Вангели «Гугуце – капитан корабля», слушание аудиозаписи: «Шум моря», «Прибой», аппликация «Кораблик».
Работа с родителями
Цель: привлечь родителей к чтению художественной литературы о жизни мореплавателей, путешественников.
Материал: письмо, картинки с видами транспорта, мягкие модули, цветы, бабочки, геометрические фигуры, карточки с цифрами, блоки Дьенеша, загадки в стихах, замок, сундук с конфетами.
Ход НОД:
Мотивационный этап.
- Внимание! Внимание! Девчонки и мальчишки, хочу довести до вашего сведения, что сегодня утром в наш детский сад «Колосок» почтальон принес письмо для детей старшей группы! Интересно, от кого оно? Может кто- то из вас догадался (Ответы детей).
- Это видеописьмо. Давайте посмотрим его, и нам все станет ясно.
(Воспитатель и дети просматривают видео сообщение с помощью ноутбука)
Текст сообщения:
Я пират совсем не злой -
Немного забавный, немного смешной.
Приглашаю вас на необитаемый остров.
Добраться до него совсем непросто.
На острове том спрятал я клад
И вам его отдать был бы рад.
Но клад самим вам придется найти.
Преграды будут на вашем пути:
Различные задания
На сложение и вычитание.
Но чтобы облегчить вашу задачу,
Карту сокровищ прислал вам в придачу.
- Кто сегодня хочет отправиться в интереснейшее путешествие к берегам необитаемого острова: раз, два, три – все ко мне скорей беги!
Поисковый этап.
- Посмотрите на карту - что такое остров? (Это кусок земли, который со всех сторон омывает вода.)
- На чем можно добраться до острова? (Дети выбирают подходящие картинки: самолет и корабль.)
- Так как остров необитаем, то и посадочной полосы там нет, и самолет не сможет совершить посадку. Какой вид транспорта остается? (Корабль).
- Не знаю, где нам взять корабль? (Дети предлагают построить корабль из стульчиков, мягких модулей. Воспитатель помогает детям построить корабль из мягких модулей).
- И так, корабль готов! Но кто же будет руководить кораблем? Как вы думаете? (Капитан).
- Как выбрать капитана? (По желанию, с помощью считалочки).
- Какими качествами должен обладать капитан? (Смелым, находчивым, умным). Я предлагаю выбрать капитана следующим образом - я буду задавать вопросы. Тот, кто больше всех наберет фишек, тот и будет капитаном. Согласны?
Практический этап.
Игра: «Закончи предложение»
Завтракаем мы утром, а ужинаем. (вечером)
Днём мы обедаем, а завтракаем. (утром)
Солнце светит днём, а луна. (ночью)
Утро заканчивается, наступает… (день)
Утро, день, вечер (ночь)
- Мы выбрали капитана, теперь можно отправляться к острову.
Капитан командует: «Поднять якорь! Полный вперед!»
Фонограмма «Прибой»
Мы моряки отважные -
Нам не страшен шторм.
Смело и уверенно
На корабле плывем.
- Приплыли! С собой мы взяли карту. (Показывает карту). Для чего она нужна? Что означают стрелки? (Стрелки показывают, куда нужно идти). Куда нам предстоит пойти сначала? Итак, первый объект нашего путешествия – Поляна Волшебных цветов.
Посмотрите, здесь растут красивые цветы, летают бабочки. Каждый из ребят возьмет по одному предмету (бабочку или цветок). На них нарисована цифра. Бабочки любят сладкий цветочный нектар. Поэтому проверим, всем ли бабочкам достанется по цветку? Каждая бабочка «сядет» на цветок, так, чтобы в сумме получилось число 7. (Дети, у которых бабочки берутся за руки с ребенком, у которого цветок).
Игровое упражнение: «Состав числа»
Сравнить количество цветов (7) и бабочек (6). Одинаковое ли количество? (Нет) Как их уравнять? (Сорвать один цветочек или может прилететь одна бабочка).
(Воспитатель берет изображение бабочки и встает рядом с ребенком, которому не хватило пары. Таким образом, уравнивает количество бабочек и цветов.)
- Как показывает стрелочка на карте, мы идем к Горе Заколдованных камней. Злой дух превратил предметы в камни. Давайте на миг станем добрыми волшебниками и расколдуем камни.
Игра: «На какой предмет похожа геометрическая фигура»
На какую геометрическую фигуру похож первый камень? Какие предметы бывают квадратными? Во что бы ты превратил камень круглой формы? И т. д.
Физкультминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
- Мы идем дальше, и на пути нам встречается пещера Злых Духов. Духи рассердились и разбросали геометрические фигуры. Чтобы пройти через пещеру нужно расселить фигуры в свои домики.
Игра: «Рассели жильцов» с использованием блоков Дьенеша
На ковре лежат 3 обруча; красный, синий, зеленый. Внутри зеленого обруча выложены очень много геометрических фигур. Вам нужно разделить эти фигуры так, чтобы внутри красного обруча были красные фигуры, а внутри синего большие. Готовы? Начинаем!
- Наше следующее задание – спуститься на лодке вниз в долину Реки Загадок. Но для этого необходимо построить лодочку.
Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Две ладошки мы прижмём, две ладошки соединить лодочкой
По реке мы поплывём. выполнять волнообразные движения руками
А по речке, по волнам
Плывут рыбки тут и там. имитировать движения волн и рыбок
Здесь для нас приготовлены загадки. (Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и поднимают соответствующую карточку)
Разгадывание математических загадок
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами. (пять)
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? (семь)
Из кармашка по дорожке
Разбросала Валя крошки.
Их клюют пять голубей
И проворный воробей.
К ним в траве крадется кошка…
Сколько птичек на дорожке? (шесть)
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать? (четыре)
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал -
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (пять)
(Дети отправляются дальше)
- Следующий объект на карте пальма. А вот и она. К пальме прикреплен листок, где написано: «Чтобы найти сундук с сокровищами, нужно сделать от пальмы два шага вперед, один вправо, еще три шага вперед, повернуться налево».
(Капитан выполняет задание и находит сундук).
- Ой, ребята, пират повесил на сундук огромный замок.
Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из геометрических фигур лишняя.
Д/игра: «Какая геометрическая фигура лишняя»
Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общего?
(сравнение по форме, цвету, величине)
Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).
Мотивация на следующую организованную деятельность.
- В сундуке приготовлены для вас не только конфеты. Здесь есть послание от пирата.
Текст послания.
Вижу, ребята, вы молодцы! Все испытания достойно прошли. В следующий раз приглашаю вас в новое увлекательное путешествие в Бухту затонувших кораблей. Где вас будут ожидать не менее интересные испытания. До скорых встреч!
- На этом наше путешествие подошло к концу, и мы отправляемся на корабле в обратный путь.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Итоговый этап.
- Какое у вас настроение после путешествия? Понравилось ли вам путешествовать?
- Какое из заданий вам показалось самым интересным, а какое самым трудным?
- Что у вас получилось лучше всего?
- В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз?