Луиза Шерлиева
Конспект открытой НОД для детей средней группы «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать представление о воздухе, его свойствах, значении воздуха для всего живого.
Задачи:
Образовательные:
• дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
• подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
• способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
• способствовать формированию у детей познавательного интереса;
Развивающие:
Публикация «Конспект открытой НОД для детей средней группы „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
• развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
Воспитательные:
• воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Оборудование:
• полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
• стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);
• мыльные пузыри (по количеству детей);
• кораблики из бумаги и веера;
• тазик – «море» для корабликов;
• мячи;
Ход образовательной деятельности:
Ребятки, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Воспитатель показывает детям воздушный шарик и спрашивает: «Что находится внутри шарика?
Ответы детей: пуст, воздух.
Давайте проверим: я развяжу шарик, а вы подставите ладошки и скажите, почувствовали что то или нет (дети подставляют ладошки под струю воздуха). Так есть в шарике что то или нет? Ведь мы ничего не видим, но что то чувствуем. Что же это?
Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: воздух.
Правильно, это воздух.
Воспитатель: В загадке говорится что воздух невидимый, воздух «волшебник - невидимка». А почему так говорят?
Дети: Потому что он не видим.
Воспитатель: Если он не видим, тогда как узнать, что воздух все же есть.
Проведем опыты. Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем проводить опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Сегодня нашей лабораторией будет наша группа. При проведении опытов нужно соблюдать в лаборатории следующие правила:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения взрослых. Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам. Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место. Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых
Воспитатель: А нам нужен воздух? А для чего? А ещё для кого нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: А как вы думаете, где живет воздух?
Дети: Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас.
Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас?
Дети: Мы должны его почувствовать.
Воспитатель: Давайте подуем на ладошку. Что вы чувствуете?
Дети: Холод.
Воспитатель: А теперь помашите перед собой листочком бумаги. А можно ещё и веером помахать? Что сейчас почувствовали?
Дети: Мы чувствуем ветер.
Воспитатель: А как вы думаете, что же происходит в природе, когда движется воздух?
Дети: Поднимается ветер.
Правильно, ведь ветер – это движение воздуха.
Опыт 2. Движение воздуха – ветер
Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру. Что происходит с корабликами, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее крушение. (Всё это дети могут продемонстрировать).
Воспитатель вместе с детьми делает вывод: чтобы почувствовать воздух, нужно привести его в движение.
- Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтобы муку молоть, фен, вентилятор)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, можно ли поймать воздух?
Дети: Можно поймать.
Воспитатель: А как? Руками можно? (хлопает в ладоши) Нет, не поймала? Дети попробуйте поймать. Ртом? (открывает и закрывает рот) Поймала. Попробуйте поймать ртом. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт №1
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые мешочки. Что у вас в мешочках?
Дети: Они пустые.
Воспитатель: Смотрите, какой мешочек тоненький. А ещё он какой?
Дети: Лёгкий, он пустой.
Воспитатель: Правильно. Теперь мы набираем в мешок воздух и закручиваем его. Как вы думаете, мы поймали воздух?
Дети: Да, поймали. Мешочек стал больше, он надулся, как шар. Воздух занял место в мешочке.
Воспитатель: Почему же внутри мешочка мы ничего не видим?
Дети: Он прозрачный.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод: Правильно, воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо было поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. В каких предметах, с которыми вы играете, есть воздух (показать игрушки?
Дети: В мячике, в шарике, надувном матраце, надувном круге.
Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха. Мы выпустили его.
Воспитатель: Мы уже говорили, что воздух нам необходим для дыхания. Это означает, что мы его вдыхаем и выдыхаем. А как нам узнать, что в нас есть воздух? Давайте проведем еще один опыт.
Опыт №2.
На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, стоят трубочки для коктейля.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках?
Дети: Воду.
Воспитатель: Какая вода?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: Подуйте в трубочки. Что происходит?
Дети: появились пузырьки.
А что с ними происходит?
Дети: Они поднимаются вверх.
А почему, как вы думаете?
Дети: Потому что они легкие.
Воспитатель: воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх.
А в каких пузырях ещё есть воздух?
Игра с мыльными пузырями.
Опыт№3 с пузырями
Нальем в тарелку мыльный раствор и подуем в него через трубочку. На наших глазах в тарелке начнет расти замок из мыльных пузырей. Легонько подуем на него: пузыри полетят. Они такие легкие, потому что внутри воздух. А из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Дуем! Еще дуем! Вот уже какой огромный получился! Давай еще! Ой! Лопнул. Почему так получилось? Воздуха внутри оказалось слишком много, и мыльная оболочка не выдержала.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)
Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки
А теперь давайте поиграем. Физминутка: «Ветер»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)
Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)
Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.)
Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.)
Сел на дерево скворец,
И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.)
Опыт №4.
Оборудование: нарезанный апельсин, чеснок, духи.
Воспитатель: Ребята, пока вы играли, гости у меня спросили, а воздух имеет свой запах? Вдохните глубоко. Почувствовали запах? А хотите поиграть в игру «Узнай по запаху» (Да) Но сначала вспомним, как надо вдыхать запахи? Как надо направить воздух? (Осторожно, рукой направлять поток воздуха) Тогда, пройдите сюда, закрывайте глаза и не подглядывайте (детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах апельсина, духов, чеснока) Воспитатель: Какой запах вы чувствовали?
Ответы детей.
Имеет ли свой запах воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что может делать воздух? Что может воздух передавать? Дети: Воздух может передавать запахи.
Воспитатель: Молодцы правильно. Какой мы можем сделать вывод? Воздух не имеет собственного запаха, но может передавать запах другого вещества.
Воспитатель: Вы сегодня были у меня не только дружными девчонками и мальчишками, а исследователями, проводили опыты.
О чём мы говорили, что мы узнали?
Как много мы сегодня узнали о воздухе!
• Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
• Чтоб увидеть воздух, его надо поймать
• Что воздух легче воды
• Что воздух есть внутри пустых предметов (в мячике, в шарике, в надувных матрацах);
• И даже внутри людей;
• Без воздуха ничто живое не может жить;
• А ещё мы узнали, что воздух не пахнет, но может передавать запахи.
Литература
1. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / авт. – сост. Л. А. Королева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014. – 64с. - (Методический комплект программы «Детство»).
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.- 128с., ил. - (Библиотека программы «ДЕТСТВО».)
3. Организация опытно – экспериментальной деятельности 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. - сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012.- 333 с.