Наталия Ильязова
Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной группе «Кораблик» с использованием элементов ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, формирование элементарных математических представлений, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения у детей. Учить детей самостоятельно находить и разрешать противоречия в предметах и явлениях; упражнять детей в решении проблемных ситуаций; активизировать творческое мышление, воображение. Учить детей называть признаки наступления весны, закрепить понятие «один»- «много», закрепить знания основных цветов «синий, красный, желтый, зеленый».
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной группе „Кораблик“ с использованием элементов ТРИЗ-технологии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
2. Развивающие задачи. Развивать логическое мышление, сообразительность, познавательную активность. Продолжать развивать умение включаться в совместное обсуждение, искать и находить ответ. Продолжать развивать мелкую мускулатуру руки.
3. Воспитательные задачи. Воспитывать уважение друг к другу; умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации, стремление оказать помощь тому, кто нуждается в ней и бережное отношение к природе, окружающему нас миру.
Методы и приёмы: Наглядно-слуховой, игровой, наглядно - зрительный, словесный, исследовательский, описание, инструкции, практический, системный оператор.
Материал: картинки А-4 – лисенок мокрый, лисенок сухой, нора; маленькие картинки – новорождённый лисенок, маленький лисенок, взрослая лисица, лес c дикими животными, части лисы – для пособия – пятиэкранка; ворота (дуга с привязанными на ней разноцветными ленточками; снежинки вырезанные из бумаги по количеству детей, 2 одинаковых ведерка (одно с водой); мяч; краска желтого цвета, бумажки для рисования, ватман с изображением солнце.
Игры из технологии ТРИЗ – «Скажи наоборот», «Что сначала, что потом»,
«Где живёт», «Раньше-позже», «Хорошо-плохо», «Всё в мире перепуталось».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, воспитатели из нашего детского сада, давайте с ними поздороваемся.
У меня сегодня такое чудесное настроение, а у вас? Хочется придумать что-нибудь хорошее, интересное.
Игра «Скажи наоборот»
Воспитатель: Дети:
А вы грустные ребята? Мы веселые ребята!
Вы ленивые ребята? Мы трудолюбивые!
Вы драчливые ребята? Мы дружные!
Вы злые? Мы добрые!
Я очень рада, что вы у меня такие замечательные.
Мы прямо сейчас отправимся с вами в волшебное путешествие в лес. А дорожка в этот лес проходит через эти волшебные ворота.
Воспитатель обращает внимание на ворота и ленточки, предлагает детям назвать цвета ленточек.
Дети называют цвета ленточек, и проходят через ворота.
Воспитатель: Ребята, а скажите какое время года.
Дети: Весна.
Воспитатель: По каким признакам вы поняли, что сейчас весна?
Ответ детей: Потому что солнце светит ярко, снег тает …
Воспитатель: Посмотрите ребята, в лесу еще лежит снег, (обращает внимание на снежинки). А весной снег тает, давайте из снежинок скатаем снежные комочки и сложим в ведерко – пусть они растают.
Делайте как я (показывает). Дети сминают снежинки, делают комочки.
Воспитатель: Сколько у меня комочков?
Дети – один.
Складывают в ведерко – комочки.
Воспитатель: Сколько в ведерке комочков.
Дети: много.
Дети образуют круг вокруг ведерка.
Воспитатель произносит волшебные слова. Просит детей посмотреть, что стало с комочками? Растаяли?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вы сейчас, закроете глаза, и я произнесу волшебные слова, чтобы наши комочки растаяли. (В это время меняются ведерки).
Солнце жарче пригревает,
Снег уже на крыше тает.
Вокруг себя обернись, В ведерко скорее посмотри.
Дети открывают глаза и смотрят ведерка и видят воду.
Воспитатель: Ребята, а вы слышите, кто - то просить помощи?
С помощью вопросов попробуйте отгадать, кому сегодня нужно помочь.
На доске находится спрятанная картинка мокрого лисенка.
Игра «Да – нет - ка». Дети задают вопросы, воспитатель может отвечать на вопросы только да или нет, постепенно дети отгадывают, кто изображён на картинке, воспитатель переворачивает картинку, дети видят маленького, мокрого лисенка.
Воспитатель: Посмотрите на лисенка, что вы можете сказать о нём?
Дети: Лисенок маленький, рыжий, испуганный, лохматый, мокрый…
Воспитатель: А как вы думаете, почему он мокрый?
Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь…
(обсуждение с детьми противоречий в погоде, игра - «Хорошо-плохо»)
Воспитатель: Что хорошего в дожде?
Дети: Всё растёт, свежий воздух после дождя…
Воспитатель: Что плохого в дожде?
Дети: Можно заболеть, промокнуть…
Воспитатель: Как же помочь нашему лисенку высохнуть?
Дети: Вытереть полотенцем, обсушить феном, положить на солнышко…
Воспитатель: Я предлагаю посмотреть на стол, что здесь лежит? Правильно, это солнышко, но она «холодное», и чтобы она стало «теплое» нужно раскрасить.
(На столе лежит большой ватман с изображением солнца. Детям нужно с помощью мятой бумаги и краски желтого цвета, раскрасить солнце. Пока дети выполняли задание, воспитатель, меняет картинку на сухого лисенка).
Воспитатель: Ребята посмотрите, пока вы раскрашивали солнце, у нас лисенок высох.
Воспитатель: Ребята, а ведь лисенок не просто появился у нас, он такой маленький, что не знает, кто он и откуда появился, не знает, где он живёт и кто живёт там вместе с ним. Расскажем ему про него самого?
Воспитатель: Где живут лисы?
Дети: В лесу.
Воспитатель: А ещё где можно встретить лисичек?
Дети: В зоопарке, в книжке, в мультике.
Воспитатель: А кто ещё живёт вместе с лисами в лесу, какие животные?
Дети: Зайцы, медведи, волки, ёжи…
Воспитатель: Наш лисенок маленький, он детёныш кого?
Дети: Лисицы.
Воспитатель: У меня есть мяч, предлагаю поиграть в игру «Кто у меня детёныш»?
У зайчихи, у медведицы, у волчицы, у ежихи, у белки, у рыси?
Дети: Зайчонок, медвежонок, волчонок, ежонок, бельчонок, рысёнок….
Воспитатель: Как одним словом, назвать этих животных?
Дети: Дикие.
Воспитатель: А почему их так называют?
Дети: Потому что они живут в лесу и заботятся о себе сами, добывают себе еду, строят сами себе жильё…
Давайте попробуем изобразить диких животных. Хитрую лису, маленького медвежонка, взрослого медведя и т. д.
Воспитатель: А дом лисы как называется?
Дети: Нора.
Воспитатель: Посмотрите - вот нора, какая она?
Дети: Не большая, крепкая…
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а из чего сделана нора?
Дети: Из земли.
Воспитатель: Нам пора возвращать в детский сад. Проходим через эти волшебные ворота.
(Воспитатель обращает внимание на ворота и ленточки, предлагает детям назвать цвета ленточек).
(Дети называют цвета ленточек, и проходят через ворота).
(Садятся на стульчики).
(Перед детьми пятиэкранка - системный оператор).
Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?
Дети: Лисенку. (Ребёнок, который ответил на вопрос, ищет картинку).
Воспитатель: Найди картинку с лисенком, и помести её в самую середину волшебного экрана. Назовите, из каких частей состоит лисенок?
Дети: Голова, туловище, ноги, лапы
Воспитатель: Найди картинку, и помести её под лисенком. Где живёт наш лисенок?
Дети: В лесу, в норе. Найдите картинку и поместите её над лисенком.
Воспитатель: Что было лисенком в прошлом?
Дети: Он был, совсем крошечным, и мог поместиться на ладошке у человека.
Воспитатель: Найди картинку, и помести слева от лисенка.
А что будет с лисенком в будущем? Как вы думаете?
Дети: Он вырастет и станет лисой!
Воспитатель: Найди картинку, и помести справа от лисенка. Вот и готов наш волшебный экран. Понравилось вам история лисенка? Как вы думаете, мы ему помогли?
Дети: Да.
(Воспитатель прошивает у детей, что им больше всего понравилось сегодня на занятие. Дети отвечают).
Воспитатель: Вы молодцы.