Светлана Буглак
НОД в средней группе по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в средней группе по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ по теме : «Воздух и его свойства».
Цель: создание педагогических условий для формирования у дошкольников представлений о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе, через опытно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Публикация «НОД в средней группе по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Образовательные: Формировать представления детей о воздухе и его свойствах, о значении воздуха в жизни обитателей земли; закрепить знания детей о правилах безопасного поведения при работе с различными объектами.
Развивающие : Развивать познавательные способности детей, через экспериментирование и опытническую деятельность; развивать способности рассуждать и самостоятельно делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать интерес к неживой природе, активность в познании окружающего мира, бережное отношение к природным ресурсам.
Материал: Стаканчики с водой, пустая бутылочка, целлофановый пакет, воздушный шарик, мыльные пузыри, музыкальные духовые инструменты, таз с водой, мел, весы, мандаринки.
Предварительная работа: Наблюдения за явлениями и процессами, происходящих в неживой природе, беседы о значении воздуха в жизни обитателей земли, дидактические игры, чтение научно- популярной литературы, рассматривание энциклопедий, просмотр мультимедийных презентаций.
Методические приё мы: наглядные: использование в работе методических схем «Правила поведения в лаборатории (Приложение 1, пособий «Домик Признаков», «Анализаторы», морфотаблица, (Приложение2); словесные: вопросы - ответы, рассуждения, дидактическая игра; практические: опыты.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
1. Вводная часть (3 мин)
1.1 Организационный момент. (1 мин)
- Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. (Дети встают вокруг воспитателя)
1.2 Мотивация. Организация направленного внимания. (1 мин)
(Дети с интересом играют в данную игру и дают полные ответы воспитателю)
Игра:«Я возьму тебя с собой, если ты скажешь, что…»
Давайте начнем наше занятие с игры:
- Я возьму тебя с собой, если ты скажешь, природа это? (окружающий нас мир, не созданный человеком)
- Я возьму тебя с собой, если ты скажешь, природа бывает? (живая, неживая)
- Я возьму тебя с собой, если ты назовешь объекты живой природы?
- Я возьму тебя с собой, если ты назовешь признаки живой природы? (люди, животные, растения, грибы, бактерии)
- Я возьму тебя с собой, если ты назовешь объекты неживой природы? (снег, воздух, камни, вода.)
- Я возьму тебя с собой, если ты назовешь признаки неживой природы (объекты неживой природы не растут, не питаются, не размножаются, не дышат)
- Я возьму тебя с собой, если ты назовешь три состояния неживой природы? (твердые, жидкие, газообразные) Дети с интересом играют в данную игру и дают полные ответы воспитателю
1.3 Погружение в тему. (1 мин)
(Дети стоят возле воспитателя и отвечают на загадку)
- Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это за объект неживой природы? (Воздух)
- Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
- Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты (Люди проводят опыты в лабораториях.)
- Сегодня вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями (Дети отвечают на поставленный вопрос воспитателем и затем проходят в импровизированную лабораторию)
- Проходите в нашу лабораторию. - Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать, следовать инструкциям, и соблюдать правила безопасности работы в лаборатории при проведении опытов (Воспитатель вместе с детьми рассматривают схему «Правила поведения в лаборатории»).
2 Основной этап (15 мин)
2.1 Постановка цели
- Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем. (Дети выполняю действия).
- Как вы думаете, что вы вздохнули? (Воздух)
- А мы можем увидеть воздух? (нет)
(Дети отвечают на вопрос).
- Значить какой воздух? (Невидимый)
2.2 Исследовательская деятельность. Проведение опытов.
(Каждый опыт проводится за отдельными столами, дети переходят от одного стола к другому. Все опыты дети проводят самостоятельно под наблюдением воспитателя)
Опыт 1.«Что в пакете?»
(Дети встают вокруг стола. По инструкции воспитателя самостоятельно проводят первый опыт).
- Приступим к исследованиям и выясним с помощью опыта действительно ли воздух невидимый.
Возьмите пакет, что в нем?
-Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.
-Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
-Почему? (в нем нет воздуха)
- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха : он невидимый, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Что еще мы узнали с помощью этого опыта?
(Вместе с воспитателем дети делают вывод по первому проведённому опыту).
Вывод: Воздух не имеет форму он приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
Опыт 2. «В бутылке есть воздух и он невидим»
(Дети самостоятельно под наблюдение воспитателя проводят второй опыт)
-А теперь я предлагаю, опустить в воду пустую бутылку.
-Что мы видим в воде? (пузырьки)
-Почему они появились? (воздух выходит из бутылки, его место занимает вода)
-Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (Воздух невидим, он прозрачный)
-Именно поэтому воздух называют невидимкой.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 3.«Воздух находится везде».
(2-3 ребёнка проводят опыт, а остальные дети наблюдают за результатами)
-Бросим в стакан с водой кусочек мела.
-Что происходит? (из мела выходят пузыри)
-К какому выводу мы пришли?
Вывод: воздух есть везде.
Опыт 4: «Воздух имеет вес»
(Дети самостоятельно выполняю опыт)
-Для следующего опыта возьмем два воздушных шарика, один мы надуем, а другой будет не надутый и кладем их на весы.
-Что наблюдаем? (чаши весов неподвижны)
- С каким шариком чаша весов перевесила? (чаша весов перевесила с надутым шариком) Почему (потому что воздух имеет вес)
и в заключении делаю
Вывод: воздух имеет вес.
Опыт 5: «Можно ли услышать воздух?»
(Дети играют на духовых музыкальных инструментах)
-Ребята, а воздух можно услышать? (да воздух можно услышать)
- Мы это проверим. Предлагаю сыграть на духовых инструментах.
-Что мы слышим? (мы слышим звуки)
Вывод: Воздух можно услышать.
Опыт 6. «Имеет ли воздух запах»
-Продолжим исследования.
(Под наблюдением воспитателя дети самостоятельно проводят опыт)
-Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте (нет воздух не пахнет)
-Если воздух чистый, то он не имеет запаха.
- Но он хорошо присваивает чужие запахи. Возьмите мандарины и очистите их. Что почувствовали? (запах мандарин)
-Следовательно, какой у нас с вами вывод.
Вывод: собственного запаха воздух не имеет, запах ему придают окружающие его вещества.
2.3 Коммуникативная деятельность
Заполнение морфотаблицы детьми.
- Ребята мы с вами провели ряд опытов и узнали о многих свойствах воздуха. Сейчас я вам предлагаю закрепить полученные нам с вами знания, заполнив морфотаблицу.
3 Заключительный этап (2 мин)
3.1 Рефлексия. (2 мин)
(Дети делают заключения по проведённым ими опытам).
- Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом : животные, растения, рыбы в воде.
- Мы провели ряд опытов, и узнали много интересного про свойства воздуха. Какими свойствами обладает воздух? Какие опыты мы проводили?
Какие опыты вам понравились больше?