Наталья Подолякина
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «В поисках подарка Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «В поисках подарка Осени»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени, сезонных изменениях в природе.
Задачи:
1) образовательные задачи: уточнить представления детей об осени, о деревьях, птицах, диких животных в осеннее время года;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „В поисках подарка Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
2) развивающие задачи: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию связной речи, мелкой моторики рук, памяти, внимания;
3) воспитательные задачи: воспитывать заботливое отношение к природе.
Оборудование: листик с письмом, листики с номерами и заданиями, картинки осени в разные периоды, ноутбук с записью мелодии к игре «Перелетные птицы», волшебная палочка, плоскостные макеты деревьев (клен, дуб, ива, береза, ель, листья клена, дуба, ивы, березы (по два, грибы (подберезовик, лисичка, мухомор, опята, сыроежки, боровик, 2 ветки дерева, 7 шариков из пластилина, нитки; карточки: 1. медведь, бабочка, лягушка, барсук. 2. заяц, белка. 3. волк, лиса, лось; коробка для клада, овощи: помидор, огурец, перец, лук, чеснок, капуста; фрукты: яблоко, груша, апельсин, банан.
Ход НОД
I. Организационный момент.
1. - Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними.
- А теперь поприветствуем друг друга. Встаньте в круг. Сделаем наш круг дружбы, пожмем руки, пошлем свое тепло друг другу.
2. Сюрпризный момент.
- Ой, ребята, посмотрите, а к нашему окну листик прилетел. (Листик прикреплен к окну снаружи). Как вы думаете, как он туда попал? Может, это какое-то послание нам? Давайте посмотрим.
(воспитатель снимает с окна листик)
- Ребята, это не простой листик, это письмо. Как вы думаете, кто его мог нам прислать? (ответы детей) А прислала его нам действительно Осень.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я приготовила для вас сюрприз. Но вы сможете его получить, если пройдете все мои испытания. Выполнив их, вы узнаете, где находится клад. Даю подсказку: задания мои на листиках с номерами, которые я оставила в вашем уголке природы. Желаю вам удачи! Осень»
3. Зрительная и дыхательная гимнастика.
- Прежде, чем мы приступим к поиску клада, мы настроимся, успокоимся, соберемся с силами.
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом –
Мы подуем высоко, (поднять голову вверх и подуть)
Мы подуем низко, (наклонить голову вниз)
Мы подуем далеко, (наклониться, руки вперед)
Мы подуем близко. (выпрямиться, руки поднести к лицу)
- Набрались сил? Тогда вперед за кладом!
II. Основная часть.
Задание 1. Игра «Разложи по порядку»
- Рассмотрите внимательно картинки. Скажите, какое время года на них изображено? (осень) Назовите, пожалуйста, осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
- А вся ли осень одинакова? (Нет. Она бывает ранняя, золотая, поздняя).
- Расставьте картинки, пожалуйста, по порядку. (Дети расставляют).
- Сначала какая осень к нам приходит? (Ранняя.) Как мы ее узнаём?
- За нею? (Золотая.) Почему ее так называют?
- А самая последняя? (Поздняя.)
- Молодцы! С первым заданием мы справились! Посмотрим, что приготовила для нас Осень во втором задании.
Задание 2. Игра «Перелетные птицы»
Говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит». Как вы понимаете эту пословицу?
- Как называются птицы, которые от нас улетают? (Перелетные)
- Каких перелетных птиц вы знаете?
- А как называют птиц, которые остаются с нами? (Зимующие.) Назовите зимующих птиц.
- Я буду называть птиц, а вы, если птицы перелетные, летаете, если неперелетные – присаживаетесь на корточки.
(Звучит музыка. Воспитатель называет птиц: кукушки, воробьи, голуби, ласточки, грачи, синицы, трясогузки, сойки)
- Отлично! И с этим заданием мы справились.
Задание 3. Игра «С какого дерева листок»
- Что такое листопад? (ответ детей) Ветер перемешал все листья. Ваша задача: определите, с какого дерева листок, и положить его к тому дереву, с которого он упал.
Деревья: дуб, ель, береза, клен, ива.
(Деревья стоят на подставках на столе, в центре стола лежат листья).
- Ребята, а какое дерево не сбросило свои листики? (Елка, она хвоинки сбрасывает постепенно, на их месте сразу же начинают вырастать новые)
- Чем похожи деревья между собой? (Есть ствол, корни, ветки).
- Чем отличаются? (У одних листья – лиственные деревья, у ели – иголочки, хвоинки – хвойное дерево).
- А по цвету коры? (Береза. У нее белый ствол).
- На какую геометрическую фигуру похожа крона березы? (На овал).
- Крона какого дерева похожа на треугольник? (Ель)
- На какую геометрическую фигуру похожа крона дуба? (На круг).
- Молодцы! Все верно. Переходим к четвертому заданию.
Задание 4.
Белка собрала грибочки на зиму. Назовите их. (Подберезовик, мухомор, сыроежки, боровик, опята, лисички.)
- Все ли грибы съедобные? Все ли грибы можно есть?
- А как же мухомор? (Мухомор для нас ядовит. А белка им лечится.)
- А что еще запасает белка на зиму? (грибы, орехи).
- А знаете, как белка находит ветки, где выросло больше орехов?
Опыт. Воспитатель берет заранее подготовленные две одинаковые ветки. К одной ветке подвешены на нитках 2 одинаковых пластилиновых шарика, к другой – 5.
- Сколько орехов на одной ветке? (2)
- Сколько на другой? (5)
- На какой ветке больше орехов?
Но белка не умеет считать.
- Как вы думаете, как она определяет, где орехов больше, а где меньше?
- Белка считать не умеет, поэтому она стучит по веткам. Вот так.
Воспитатель легко ударяет по каждой ветке так, что они начинают качаться.
- И что мы видим? Ветка, на которой больше орехов, качается дольше.
- Вот так белка узнает, на какой ветке орехов больше, чтобы быстрее сделать себе запасы на зиму.
- Мы с вами знаем, что белка живет в лесу. А какие животные, кроме белки, обитают в лесу? (Дети перечисляют.)
- Как мы их можем одним словом назвать? (Дикие животные.)
Пальчиковая гимнастика.
Дикие животные водятся в лесу. (Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)
Здесь увидеть можно волка и лису, (Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)
Зайца и медведя, белку, кабана. (Последовательно соединять пальцы левой и правой рук.)
Прячет всех надежно (Сжимать и разжимать пальцы в кулак на обеих руках.)
Лесная тишина. (На уровне лица растопырить пальцы обеих рук – «спрятались».)
Задание 5. Посмотрите внимательно и скажите, что объединяет этих животных, а что отличает.
1 карточка. Медведь, бабочка, еж, лягушка, барсук.
(Общее – все они впадают в спячку. Отличие: бабочка – насекомое, лягушка – земноводное.)
2 карточка. Заяц и белка.
(Общее: меняют шубку; отличие: заяц запасы не делает, белка делает, у белки – дупло, у зайца – нет, белка может перелетать с дерева на дерево, а заяц быстро бегает)
3 карточка. Волк, лиса, лось.
(общее: не впадают в спячку, все они млекопитающие, кормят своих детенышей молоком. Отличие – лось – не хищник, он – травоядное животное, питается травой, ягодами, ест хвою, ветки ивы, обгрызает кору; волк и лиса – хищники, у лося копыта, у волка и лисы – лапы с когтями.)
- И с этим, на мой взгляд, непростым заданием вы справились. До клада осталось совсем немного.
Задание 6. А мы, люди, готовимся к зиме? Какие заботы у нас в это время года?
(Люди утепляют квартиры, консервируют овощи и фрукты, убирают урожай, перекапывают землю, сгребают в парке листья, белят стволы деревьев, высаживают молодые растения.)
- А последнее задание самое трудное. Осень оставила нам карту.
Задание 7. Ориентировка в пространстве.
- Встаньте в центр паласа. Сделайте 3 шага вперед, 2 шага вправо, 3 шага вперед, 1 шаг влево, 2 шага назад, 4 шага влево, 7 шагов вперед, 1 шаг влево. КЛАД. (Находим коробку. В ней - фрукты и овощи.)
- Какой же сюрприз приготовила нам Осень? (Прислала овощи и фрукты).
- Что мы сегодня из фруктов можем приготовить? (Фруктовый салат, покушать, предварительно помыв.)
- Что из овощей приготовим? (Салат).
- Что мы должны обязательно Осени сказать? (Мы должны поблагодарить ее.) Как мы это сделаем? (Помашем в окно и скажем: «Осень, спасибо!». Она нас непременно услышит.)
III. Рефлексия.
1. Игра - рассуждение «Осень – это плохо или хорошо?»
- В руки волшебную палочку беру и ответ держать прошу.
Помним, что говорит только тот, у кого в руках палочка. Остальные внимательно слушают.
- Ребята, как, по-вашему, осень-это хорошо? Или все же осень - это плохо?
2. Прощание с гостями
- А нашим гостям мы скажем (До свидания)
Литература:
1. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
2. Здравствуй, мир! Методические рекомендации к образовательной программе познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста. – Изд. 2-к, доп. – М. : Баласс, 2016.
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) / авт. сост. Н. В. Лободина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2017.
4. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/10/28/konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-kak