Лариса Покидова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Что такое совесть»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у воспитанников понятия «совесть» как одной из морально-этической ценности нашего общества.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «совесть»;
- формировать личностно-ценностное отношение к окружающим людям;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности; - формировать толерантность и толерантное поведение;
- помочь воспитанникам понять, что значить жить в ладу со своей совестью;
- формировать способность и готовность к использованию полученных знаний и умений в повседневной жизни;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Что такое совесть“» размещена в разделах
- воспитывать в детях умение обоснованно делать выбор в пользу добра.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы: сердечко из картона, цветные квадраты по количеству детей, атрибуты к сюжетно-дидактической игре «Поможем Машеньке».
Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Магазин полезных качеств», чтение-обсуждение рассказов: В. Драгунский «Тайное становится явным», Л. Толстой «Косточка».
Методика проведения
I. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие в страну Совести. В этой стране познакомимся с честностью, справедливостью, и поможем ее жителям научиться жить, не обижая друг друга.
- Как вы понимаете пословицу: «Жизнь дана на добрые дела».
Тематические установки:
- Совесть помогает человеку быть неравнодушным к чужим проблемам.
- Работать по совести – значит стараться все сделать как можно лучше.
- Совесть не позволяет человеку поступать неправильно даже тогда, когда его никто не видит.
- Совесть позволяет нам поступать справедливо в любых ситуациях.
Вопрос к детям: «Как вы понимаете, что такое совесть?»
II. Чтение сказки А. Лопатиной, М. Скребцовой «Голос сердца».
Беседа по вопросам:
1. Как ты думаешь, почему Митя сначала хотел поймать ласточку, а потом стал охранять ее гнездо?
2. Можно ли по глазам, голосу, жестам человека узнать, какое у него сердце?
3. Почему люди иногда говорят: «Этот человек бессердечный?
4. Какую роль в жизни человека играет сердце?
5. Как ты думаешь, «о чем стучит твое сердце»?
III. Проблемная ситуация «Как поступить?».
Мальчики во дворе играли в мяч. Миша неудачно бросил мяч и разбил стекло. Мама спросила: «Кто разбил стекло?». Все промолчали. Мама сказала: «Если виновный не признается, все будут лишены прогулки в зоопарк».
- Как ты поступишь:
1. Скажешь, что это сделал Миша?
2. Промолчишь?
3. Спокойно попросишь Мишу признаться?
- Что значит поступить справедливо?
- Что значит поступить честно?
IV. Физкультминутка «Друзья».
Мы шагаем дружно в ногу, я твой друг и ты мой друг.
(Ходьба на месте, руками указывать на себя и на друга).
Только дайте мне дорогу, обойдём мы всё вокруг.
(Руки вперёд, ладони вверх, ходьба на месте, руки вниз).
Дружим с лесом, полем, лугом.
(Остановиться, обозревают верх и низ).
Крепко дружим мы друг с другом.
(Взяться за руки, сомкнутые руки поднять вверх).
V. Чтение стихотворения А. Лопатиной, М. Скребцовой.
- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.
Вопросы к стихотворению:
1. Как ты думаешь, где в человеке живет совесть?
2. Что значит «поступать по совести»?
VI. Сюжетно-дидактическая игра «Поможем Машеньке».
Машенька подружилась с тремя медведями и решила сделать им приятный сюрприз на Мишуткин день рождения. Вместе с любимым котом Мурзиком Машенька направилась в дом трех медведей. Она украсила дом к празднику: вымыла везде полы, постелила мягкие коврики, а на стол решила поставить вазочку с цветами. Машенька нечаянно уронила вазу, когда наливала воду. Ваза разбилась, а это была любимая ваза мамы – медведицы. И Машенька решила сказать, что вазу разбил кот Мурзик.
Дети объясняют, как бы они поступили на месте Машеньки, и обосновывают свой выбор.
VII. Игра «Сердечко совести»
Дети стоят в кругу, у каждого по одному цветному квадратику. Педагог дает одному из детей вырезанное «сердечко совести», разделенное на клеточки по количеству детей. Получивший сердечко, рассказывает о своем честном поступке, а затем наклеивает цветной квадратик в клеточку. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе «рождается сердечко совести».
VIII. Рефлексия.
Продолжи фразу: «Поступать по совести – это значит…» (При ответах помочь детям раскрыть понятие «совесть»).
Литература.
1. Алпатова К. А., Барсукова С. А. Когнитивный подход к проблеме формирования нравственности и совести // Философия, вера, духовность: истоки, позиции и тенденции развития : Монография / Под общ. ред. О. И. Кирикова. Кн. 26. Воронеж, 2011.
2. Барсукова С. А. Понимание совести в отечественной психологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». Т. 1. 2009. № 4. С. 15–21
3. Барсукова С. А. Проблема исследования нравственных представлений (на примере исследования представлений о совести). М., 2013.
4. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. - 2-е изд. – М. : Армита, 2011. - 112 с.