Светлана Аксенова
Конспект НОД по познавательному развитию «В мире стекла» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему : «В мире стекла»
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „В мире стекла“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цели: познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, холодное, звучащее); развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережное отношение к вещам.
Материалы и оборудование: небольшие стеклянные предметы, стеклянные шарики, карандаши, стеклянная ваза, компьютер, проектор.
Содержание организованной деятельности детей
В: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром к нам пришло видеописьмо. (2 слайд)
Это письмо прислала Королева Стеклянной Страны. Давайте посмотрим, о чем в нем говорится. (дети стоят полукругом на коврике)
Текст письма:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Я - Королева Стеклянной Страны. Все жители моей страны сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание: назвать вежливые слова».
В: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Тогда давайте выполним задание Королевы.
Дети называют вежливые слова.
В: Вы так много назвали вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в её страну. (Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой). Сначала дружно скажем «Раз, два, три!», повернемся вокруг себя и окажемся в волшебной стране (дети говорят вместе с воспитателем) (3 слайд)
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла : тонкие и гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы, различные флаконы и т. д. Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать.
В: Все эти предметы сделаны из стекла. Сегодня мы поговорим о стекле, о его свойствах, то есть узнаем, какое оно. Раз эти предметы сделаны из стекла, значит, они – стеклянные. Давайте повторим вместе: стеклянные предметы.
Очень много изделий делают из стекла. Интересно, почему? Давайте узнаем свойства стекла.
Подойдите ко мне Геля и Арсений. У меня на столе стоят два стакана. Сейчас мы определим, какой стакан сделан из стекла. Положите, пожалуйста, цветные камешки в стаканы. Дети кладут цветные шарики в стаканы. Ребята, мы видим, какого цвета шарик в этом стакане (из стекла? Правильно красный, а в этом стакане? Конечно, его не видно. Значит, какой стакан сделан из стекла? Покажи, Данил.
Даня: Этот стакан сделан из стекла.
Воспитатель: Значит, мы можем сделать вывод, что стекло прозрачное? Скажи, Миша, какое стекло?
Миша: Стекло прозрачное.
Воспитатель: Первое свойство стекла - прозрачность. Стекло прозрачное. Давайте повторим вместе: стекло прозрачное. Скажите, где используется это свойство стекла?
Дети: Для изготовления посуды, окон, стекол для очков и т. д.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем нужна прозрачная посуда? (ответы детей) Давайте еще раз повторим первое свойство стекла.
Дети: Стекло прозрачное.
Воспитатель: Посмотрите. У меня на столе два стакана. Это какой стакан? (показывает стеклянный стакан)
Дети: Стеклянный стакан.
Воспитатель: А это какой стакан (показывает бумажный стакан) .
Дети: Бумажный стакан.
Воспитатель: Сейчас я наливаю воду в бумажный стакан. Ой, что происходит?
Дети: Вода из бумажного стакана начинает вытекать.
Воспитатель: Почему из бумажного стакана вытекает вода?
Дети: Потому что бумажный стакан пропускает воду.
Воспитатель: Сейчас я наливаю воду в стеклянный стакан. Что происходит?
Дети: Ничего не происходит.
Воспитатель: Почему из стеклянного стакана не течет вода?
Дети: Потому что стеклянный стакан не пропускает воду.
Воспитатель: Правильно, значит, мы можем сделать вывод, что стекло не пропускает воду.
Это и есть второе свойство стекла - водонепроницаемость или другими словами стекло не пропускает воду. Давайте вместе скажем: стекло не пропускает воду.
Ребята, назовите предметы из стекла, в которые мы можем налить воду.
Дети: стакан, чашка, кувшин, банка.
В: Ребята, а что может случиться, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся.
Это еще одно свойство стекла – хрупкость. Давайте повторим вместе: хрупкость
В : Арсений, назови это свойство стекла.
Арсений: Стекло хрупкое.
В: Будем проводить опыт?
Д: нет.
В: Конечно, нет, будет очень обидно и жалко, если разобьются красивые стеклянные изделия. Ребята, а у вас дома разбивалось что-нибудь стеклянное?
Д: ответы детей
В: Как же надо обращаться со стеклянными изделиями.
Д: Изделия из стекла нельзя бросать, в стеклянное окно нельзя бросать камень, мяч.
Воспитатель: Как надо собирать разбитое стекло?
Дети: Веником на совок смести, в перчатках собирать.
Воспитатель: А если человек в очках, что произойдёт, если разобьется стекло в очках?
Дети: Может пораниться глаз.
Воспитатель: Правильно ребята со стеклянными изделиями нужно обращаться очень осторожно. Поэтому, в садике и не разрешают использовать стеклянные предметы для игры.
Физкультминутка
Сейчас у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
В: Есть у стекла ещё одно свойство. Сейчас я этой палочкой легонечко ударю по стеклянным изделиям (воспитатель ударяет по стеклянным изделиям, которые стоят на столе). Ребята что вы слышите?
Д: звон.
В: Правильно, стекло звенит, издаёт приятный мелодичный звук. Это свойство стекла называется - мелодичность. Давайте повторим вместе: мелодичность.
В: А вот у меня на столе две чашки. Как вы думаете, из чего они сделаны? (На толе стоит прозрачная чашка, сильно окрашенная.)
Д: (ответы детей)
В: Сейчас проверим.
(Воспитатель с детьми, применяя знакомые свойства стекла, рассматривают чашки и доказывают, что они стеклянные.)
Пятое свойство стекла - способность окрашиваться.
В: Ребята, что делают из цветного стекла?
Д: (ответы детей)
В: Давайте повторим это свойство стекла - способность окрашиваться.
Вот какие интересные свойства есть у стекла и стеклянных предметов.
А сейчас давайте назовем все свойства стекла.
Дети: - стекло прозрачное, прозрачность.
- стекло не пропускает воду, водонепроницаемость.
- стекло мелодичное
- стекло окрашивается
- стекло хрупкое
Воспитатель: Правильно ребята, вы молодцы и хорошо запомнили свойства стекла. А теперь настала пора возвращаться в группу. Но чтобы вернуться в группу, нам необходимо разгадать загадки Королевы Стеклянной страны
В: Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударюсь- разобьюсь.
Дети: Стекло.
В: Стеклянный домик на окне,
С прозрачною водой.
С песком и камешком на дне
И с рыбкой золотой. (4 слайд)
Д: Аквариум.
В: Что такое перед нами? Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу и седелка на носу.
Д: Очки (5 слайд)
В: Вот стеклянный карандаш-
Он в беде помощник наш.
Определит без докторов,
Кто заболел, а кто здоров (6 слайд)
Д: Градусник.
В: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Теперь можем возвращаться в группу (дети закрывают глаза, считают до трех, открывают глаза).
Вот мы и в группе. Посмотрите, ребятки, нас в группе встречает Незнайка. Ребята, расскажите Незнайке, где мы сегодня с вами побывали?
Д: В гостях у Королевы Стеклянной страны.
В: Дети, расскажите Незнайке, что нового вы узнали про жителей Стеклянной Страны? Какими они обладают свойствами (ответы детей).
Н: Какие вы все молодцы! Как много всего нового узнали о стекле и его свойствах. Ребята, а пригласите меня в следующее путешествие? Тогда, до новых встреч и приключений. До Свидания!
Дети прощаются с Незнайкой.