Наталия Пастухова
Опыт работы по познавательному развитию детей среднего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
В среднем дошкольном возрасте познавательное развитие является сложным комплексным феноменом. Оно включает развитие восприятия,памяти, мышления, внимания, воображения. Эти процессы представляют собой разнообразные формы ориентации дошкольника в окружающем мире, в себе самом, регулируют его деятельность. Возрастной период среднего дошкольника важен для развития познавательных потребностей ребёнка, т. к. в этом возрасте заметно нарастают возможности деятельной преобразующей активности. Познавательные потребности находят выражения в форме деятельности, которая направлена на обнаружение нового (поисковой активности, исследовательской).
Публикация «Опыт работы по познавательному развитию детей среднего возраста,» размещена в разделах
Основные вопросы этого возраста : «Как?» «Зачем?» «Почему?». Средние дошкольники пытаются сами найти ответ, используя свой небольшой опыт для объяснения непонятного, а порой и провести собственный эксперимент.
Познавательные интересы, внимательное рассматривание, самостоятельный поиск информации, стремление узнать у воспитателя ответы на все интересующие вопросы – типичная особенность этого возрастного периода. Дошкольник среднего возраста проявляет инициативу, наблюдает, стремится разузнать, интересуется явлениями живой и неживой природы.
Будучи включёнными в познавательную деятельность, познавательный интерес теснейшим образом связан с вырабатыванием личностных отношений: с избирательным отношением к той или иной области науки, участием в них, общением с участниками познания. Именно на этой основе познание предметного мира и отношение к нему, научным истинам, формируется миропонимание, мироощущение, мировоззрение.
1. Работа по познавательному развитию включает :
- Занятие по ознакомлению с окружающим миром, математике развитию речи на основе деятельного метода;
- Совместная проектно-исследовательская деятельность детей и педагогов;
- Упражнения и игры на развитее интеллектуальной сферы всех сторон речи во всех возрастных группах;
- Совместные игры-фантазирования;
- Совместная деятельность в уголке книги (беседы, мини викторины, заучивание стихов, чтение, составление рассказов)
2. Основные задачи познавательной деятельности :
- Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения. Экспериментальную деятельность, речь;
- Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;
- Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности;
- Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;
- Создать условия, способствующие их выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательной деятельности;
- Поддерживать условия для развития познавательных процессов дошкольников во всех видах деятельности.
3. Приёмы, используемые при формировании познавательного развития традиционны :
- Наглядные наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций;
- Практические упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность;
- Словесные рассказы, чтение, вопросы, беседы и использование художественного слова;
Чтобы правильно организовать познавательное развитие можно выделить следующие направления:
Речь самого педагога, которая имеет общую и воспитательную направленность. Поэтому нам необходимо говорить, не искажая звуков, не съедая окончаний.
Формирование представлений об окружающем мире. Главная задача, чтобы ребёнок получил чёткие, в соответствии с возрастом представления об окружающих предметах.
Развитие наблюдательности Мы должны поддерживать любознательность ребёнка, организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникшие вопросы.
Сенсорное воспитание чем выше уровень их развития, тем богаче возможность познания окружающего мира, то есть умение различать и называть качества предметов.
Игра. Одно из самых действенных средств познавательного развития дошкольников. Во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этим знанием с товарищем, единомышленником по интересам.
Виды игр, действующие на познавательное развитие :
Сюжетно-ролевые игры расширяют представление об окружающем мире.
Игры – драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений, и активизирует речь.
Строительно-конструктивные игры расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе. Они являются познавательным содержанием окружающего мира.
Игры – эксперименты. Научат видеть проблему, решать её анализировать, делать выводы и добиваться результата
Для детей дошкольного возраста познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов.