Анна Сысолина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое книги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности от 5ти до 6ти лет
на тему «Путешествие в прошлое книги».
Цель. Познакомить детей с историей создания книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие в прошлое книги“» размещена в разделах
- История книги. Откуда пришла книга
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книга. Конспекты занятий на тему книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: познакомить и вызвать интерес к творческой деятельности людей, создающих книги; воспитывать бережное отношение к книгам, любовь к книгам и чтению; развивать внимание и память, учить детей слаженно работать в парах для достижения общей цели.
Оборудование и материалы. Красочно оформленные книги, иллюстрации «От прошлого к настоящему книги»; иллюстрации «Бережное отношение к книге».
Раздаточный материал. Набор картинок на тему от прошлого к настоящему книги.
Предполагаемый ход занятия
Воспитатель загадывает детям загадки:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней!
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга)
Сама мала,
а ума придала.
(Книга)
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках.
(Книга)
Поселились мудрецы
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне.
(Книги)
У стены – большой и важный –
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже!
(Книжный шкаф)
Затем предлагает ребятам осмотреть подготовленную им заранее выставку книг, обращает внимание на их красочность, на то, что они разные:
1) По содержанию и оформлению (энциклопедии, сказки, взрослые книги);
2) По размеру (книжки-малышки, большого и маленького формата)
3) По переплету (в мягком и жестком переплете).
Воспитатель. Что это? Для нужны книги? (С помощью книг передают знания, информацию.) Кто делает книги? Человек делает книги вручную? (Книги создаются с помощью машин в типографии.)
Физминутка «Музыкальная»
Педагог предлагает детям на машине времени отправиться в прошлое, чтобы посмотреть, как выглядела «книга» в древние времена; показывает иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, рассматривает их вместе с детьми (Иллюстрации «От прошлого к настоящему книги»).
Воспитатель. Вы знаете, как создавали книги, когда не было печатных станков? Люди с древности сочиняли сказки, песни, пословицы, загадки. А чтобы не забыть, их нужно было записать. Как вы думаете, удобно было читать книги, написанные на глиняных дощечках? (Картинка 1) Конечно, нет! Поэтому в Китае стали писать книги на бамбуковых пластинках (Картинка 2, нанизанных на крепкую веревку. Но и это было неудобно. Китайцы начали писать книги кисточкой и тушью на шелке (Картинка 3). А в Египте писали книги на каменных плитах. Папирусы хранили свернутыми в свиток. Наконец люди изобрели бумагу и стали создавать книги на бумаге : сначала рукописные, а затем и печатные. Обложки у рукописных книг были деревянные, обтянутые кожей или тканью (Картинка 4). Требовалось очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Когда возникла потребность создавать много книг, человек придумал печатный станок (Картинка 5). Первую книгу на Руси напечатал Иван Федоров. Печатный станок упростил изготовление книг. Постепенно человек усовершенствовал печатный станок, придумав машины, которые изготовляют сразу много книг. Существуют машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготовляют переплет, чтобы книга дольше сохранилась (Картинка 6). Всеми машинами управляют люди. Но, прежде чем начать печатать книгу, необходимо подготовить ее содержание. Как вы думаете, кто готовит все материалы для книг? (Поэты, писатели, художники.) И в результате мы с вами читаем вот такие красивые книжки (показывает, в которых есть замечательные картинки).
Игра «Как я берегу книгу».
Педагог просит детей рассказать о бережном отношении к книгам и назвать правила обращения с книгами (не рвать, не рисовать на книгах, не загибать страницы и т. д.). Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.
Завершая занятие, воспитатель предлагает детям вернуться в настоящее и пройти в уголок книги и проверить, хорошо ли живется книгам в группе.