Дарья Толстухина
Конспект НОД по познавательному развитию. Тема: «Лаборатория Почемучки», «Опыты с тканями».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию.
Тема : «Лаборатория Почемучки», «Опыты с тканями».
Задачи: Образовательные: познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию, Тема: „Лаборатория Почемучки“, „Опыты с тканями“,» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
Воспитательные: воспитывать стремление детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний, интересоваться значением слов; развивать устойчивый интерес к творческой деятельности.
Развивающие : развивать эстетический и художественный вкус.
Предварительная работа: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Чтение сказки Г. -Х. Андерсена «Лён», составление коллекции тканей.
Материалы и оборудование: образцы ткани квадратной формы, размером 20х20 см (по набору для каждого ребёнка, разной расцветки: шерсть, бязь, ситец, сатин, шёлк, лён; лупа, ножницы, ёмкость для воды, пипетки, 2 листа бумажного коврика, баночки для воды. Электронная презентация «Виды тканей».
Ход НОД:
Воспитатель читает отрывок из произведения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный» (начало).
Воспитатель: Что надевал на себя человек рассеянный? (Дети перечисляют.)
Воспитатель: Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Одежда.)
Воспитатель: Скажите, ребята для чего людям нужна одежда?
Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.
Воспитатель: Дорогие дети, как красиво вы сегодня одеты, какая на вас разная, модная, разноцветная одежда. Из какого материала сделана ваша одежда? (Ответы детей.)
Воспитатель: Совершенно верно, одежду, которую мы носим, шьют из ткани.
Воспитатель: Какие свойства ткани вы знаете? (Ответы детей.)
Воспитатель: Конечно, ткань прочная, легко шьется, не расползается в воде, ее можно стирать, гладить, она теплая, сохраняет температуру тела, защищает от холода, дождя и ветра.
Воспитатель: Дети, как вы думаете все ли свойства ткани мы назвали и конечно же вы хотите уточнить и дополнить свои знания, не правда ли? Я с удовольствием помогу вам в этом.
Приглашаю вас в лабораторию, где мы будем беседовать о тканях, рассматривать их, проводить с ними опыты.
Экспериментальная деятельность.
Дети проходят за столы.
Воспитатель: Вспомните правила поведения в лаборатории (вывешивается плакат с правилами) :
- Не шумите – этим вы мешаете другим.
- Аккуратно обращайтесь с лабораторным оборудованием. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
- Слушайте воспитателя.
- Внимательно следите за результатами опыта.
- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод
Воспитатель: У вас на столах лежат несколько образцов ткани, можете их потрогать, помять. Обратите внимание вот на эту ткань. (воспитатель показывает образец). Эта ткань льняная. Давайте возьмем лупу и посмотрим на нити льняной ткани, они очень тонкие. Посмотрите на переплетения нитей, на какой рисунок оно похоже?
Воспитатель: Опишите мне льняную ткань? (Легкая, тонкая, гладкая.)
Когда цветёт лён - всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён - тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань. (слайд №2)
Воспитатель: Скажите, что шьют из льняных тканей?
Скатерти, полотенца, постельное бельё. Скажите для пошива одежды, какого времени года можно использовать лен? (Для летней) (слайд №3).
Воспитатель: Молодцы, правильно. Теперь рассмотрим хлопчатобумажную ткань - ситец и сравним её с льняной тканью. Чем они отличаются?
Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань.
Вспомните, что вы знаете о выращивании хлопчатника.
Воспитатель: Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них - будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато-уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити.
Воспитатель: Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? (Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты). (слайд №4)
Воспитатель: Правильно. Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на этот коврик (показываю 2 бумажных коврика). Представьте, что это ткань. Полоски – это нити. Между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит. Хлопчатобумажная ткань пропускает воздух, она воздухопроницаемая.
Воспитатель: Чем же похожи и чем отличаются лен и хлопок? Мы знаем что лен и хлопок это растения, из которых изготавливают ткани.
Похожи они тем, что их выращивают из семян и у растений есть волокна, из которых прядут или ткут ткани.
Отличаются тем, что волокна льна получают из стебля, а у хлопка эти волокна отходят от семечка. Созревают в коробочке, поэтому льна менее, чем волокна хлопка из - за чего и ткань прочнее. Ткань изо льна грубая и холодная, а их хлопка - мягкая и теплая.
Теперь немного отдохнём и сделаем гимнастику для глаз.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Воспитатель: Теперь рассмотрим образец шерсть. Какой он на ощупь? Толстый, мягкий. Что можно сшить из шерсти? Тёплую юбку, пальто, куртку. Послушайте стихотворение и вспомните, из чего делают тёплые ткани :
Нам мешок кудряшек
Подарил барашек
Вышла брату шубка, вышла маме юбка
А носочки мне.
Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику. Так чем же шерсть отличается от тканей льна и хлопка?
Воспитатель: Правильно, для изготовления шерстяной ткани нужна шерсть, которую берут у животных. (слайд №5)
Воспитатель: Ребята, положите перед собой хлопок, шерсть и лён. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями? Эти ткани промокли. Если эти ткани посушить, что с ними произойдёт? Они не изменятся, не расползутся как бумага, их можно стирать, гладить и они останутся такими же какими были.
Теперь рассмотрим образец шёлка. Какой он? Блестящий, гладкий. Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку. Гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику. (слайд №6)
Воспитатель: Сейчас немного отдохнём и снова опыт проведём.
Физминутка.
Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти,
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко,
Всё развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Воспитатель: Ребята, намочите образцы из шёлка. Что с ними произошло? Шёлк намокает. Теперь рассмотрим ткань болонью. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Какую одежду можно сшить из болоньи? (слайд №7) Куртки, штаны, сумки, зонты. Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде? Плохо. Почему? Она не намокает и её не продувает ветер. Правильно, сейчас мы с вами в этом убедимся. Подойдите к моему столу.
Опыт с зонтиком. Полейте воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи.
Давайте повторим новые слова: болонья, непромокаемая, воздухонепроницаемая. А ткани из хлопка и льна - наоборот - водопроницаемые, они хорошо впитывают влагу.
Итог.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на занятии? Сравнивали ткани. Какие новые слова узнали? Болонья, водонепроницаемая, непромокаемая, ткани из хлопка и льна водопроницаемые, хорошо впитывают влагу.
Вот видите, какие разные бывают ткани : одни гладкие, другие ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие. Но раз их называют одним именем - ткани, значит всё - таки чем - похожи. Из тканей шьют одежду.
Работа в тетради. Зарисовка опытов в тетрадь.
Рефлексия.
Давайте вспомним, какую одежду мы носим в разное время года.
Дети, хочется спросить мне вас:
Что нужно надевать сейчас?
Слушайте и размышляйте,
А потом уж отвечайте!
На улице холод, мороз,
Руки стынут, мерзнет нос.
Ну а нам гулять пора.
Что наденет детвора?
(Дети отвечают.)
Правильно, детишки,
Шубы, шапки и штанишки.
Мы мороза не боимся,
Нам тепло, мы веселимся.
Зной, жара, и солнце светит.
На прогулку вышли дети.
В чем удобно вам играть,
От жары не изнывать?
(Дети отвечают.)
Майки, шорты и панамы,
Платья, трусики, пижамы.
(Дети могут возразить.)
Молодцы, мои друзья,
В пижаме, конечно, гулять нельзя.
Надев пижаму, ложись в кровать,
Чтоб крепко, сладко. (засыпать).