Андреева Алла
НОД по речевому развитию для подготовительной к школе группы (6–7 лет) тема: «Лаборатория звука»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Автоматизировать звук [Р] в слогах, словах и предложениях.
2. Формировать процесс языкового анализа и синтеза.
Задачи:
Образовательные:
1. Отрабатывать произношение звука [Р] в двух- и трёхсложных словах со стечением согласных и без стечения;
2. Формировать умение выделять звук [Р] на фоне слова;
3. Закреплять умение определять позицию звука [Р] в слове;
4. Закреплять умение выделять:
- заданный слог в слове;
- «спрятанное» слово в слове;
Публикация «НОД по речевому развитию для подготовительной к школе группы (6–7 лет) тема: „Лаборатория звука“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
5. Формировать грамматический строй речи через дидактическую игру «Составь правильно предложение».
6. Обогащать словарный запас детей за счет образования слов, состоящих из двух корней в процессе отгадывания ребусов. Оборудование:
интерактивная доска,;
сенсорные столы (парты,
СД-диски с записью авт. муз. В. Шаинский, авт. текста М. Матусовский,
песня «Вместе весело шагать»;
халаты белые, по количеству детей;
предметные картинки на тему «Посуда» (ведро, сковорода, самовар, терка, кувшин, миска, кружка, стакан);
карточки с артикуляционной гимнастикой «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан»;
пазлы «Разбитые пробирки»;
авторские дидактические игры «Найди спрятавшееся словечко», «Составь слово»;
игровые, пластиковые схемы слов «Начало, середина, конец»;
мольберты – 3 штуки;
маршрутный лист;
шарики воздушные с логотипом «Лаборатория звука»;
брелоки «Миньоны» в пробирке по количеству детей.
Предварительная работа:
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематических представлений – выделение звука на фоне других звуков, слогов, слов;
Упражнения на развитие подвижности артикуляционного аппарата;
Упражнения на формирование артикуляционного уклада, характерного для произношения звука [Р], постановку и автоматизацию изолированного звука [Р] и звука [Р] в прямых и обратных слогах, со стечением согласных, в словах, в словосочетаниях.
Игровые задания на развитие языкового анализа и синтеза посредством определения позиции звука в слове.
Дидактические игры и упражнения на развитие психических функций : памяти, мышления, внимания.
Работа по обогащению и активизации словарного запаса детей за счет
слов: USB-диск (флеш- накопитель, сенсорный стол (парта).
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети входят в интерактивную комнату, здороваются с гостями и садятся на стулья.
вслед за детьми входит учитель-логопед с воздушным шаром, к которому прикреплен конверт с USB–диском.
Учитель-логопед:
к нам на шарике прилетело письмо. Прочитаем?
Из конверта достаётся USB–диск и показывается детям
Учитель-логопед:
Что это?
Дети:
Флешка
Учитель-логопед предлагает познакомиться с содержанием записи.
Звучит запись неречевых звуков.
Учитель-логопед:
Что вы услышали?
Предполагаемые ответы детей:
Шум мотора, гудок автомобиля, пение птиц, плеск волн.
Учитель-логопед:
Как можно назвать одним словом то, что вы слышали?
Дети:
Звуки.
Учитель-логопед:
Какие звуки речевые или неречевые?
Предполагаемые ответы детей:
Неречевые звуки.
Учитель-логопед:
Это неречевые звуки.
На интерактивной доске появляется изображение «сотрудника» лаборатории Миньона.
Сотрудник Лаборатории :
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марк Внимательный.
Я, сотрудник «Лаборатории звуков».
У нас разбилась посуда, и пропал один звук.
Помогите найти звук в словах и составить словосочетания для оформления заказа на фабрику посуды.
Задания вы узнаете у моих друзей из лаборатории.
После выполнения каждого задания вы получите пробирку с потерянным звуком. Удачи!
Учитель-логопед:
Ребята, поможем сотрудникам лаборатории составить необходимые словосочетания?
Дети:
Да.
Учитель-логопед:
Что-то еще есть в послании (достает из конверта разбитые пробирки).
Учитель-логопед:
Это пробирки из лаборатории, но их нужно собрать (дети собирают и находят букву Р).
Как вы думаете, какой же звук пропал в лаборатории?
(просит каждого произнести тот звук, букву которого они собрали)
Учитель-логопед:
Напомните, как образуется звук Р?
Предполагаемые ответы детей:
губы приоткрыты,
зубы на небольшом расстоянии друг от друга,
кончик языка за верхними зубками, напряжён и вибрирует, края языка прижаты к боковым зубам,
воздушная струя идет по середине языка.
Учитель-логопед:
Давайте вспомним, какие упражнения помогли нам научиться выговаривать звук Р.
(дети выполняют артикуляционную гимнастику по карточкам «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан»).
Учитель-логопед:
Отправляемся в лаборатории, для выполнения заданий. Напомните, какой звук будем искать?
Дети:
Мы будем искать звук Р.
Учитель-логопед:
Давайте наденем халаты и рассмотрим маршрутный лист, определим путь к первому заданию.
(дети надевают халаты, берут маршрутный лист, отправляются в лабораторию № 1)
Лаборатория № 1
Учитель-логопед:
Сотрудник лаборатории № 1, Фил Слухачев, просит назвать предметы, в названии которых есть звук Р.
Он подготовил вам загадки, отгадайте их ребятки.
У носатого Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит,
И как зеркало блестит (самовар).
На день рождения нужны конфеты, пряники, ватрушки,
а для чаепития важны большие (кружки).
Стоит Сивка - исколота вся спинка.
На ней ловко потру морковку (терка).
К колодцу идет смеётся,
А обратно идет - слезы льет (ведро).
Ее на плитку ставят,
На ней картошку жарят,
Еще блины пекут,
Как ее зовут? (сковорода)
Учитель-логопед:
Молодцы! Отгадали загадки.
Ребята назовите предметы посуды в которых нет звука Р?
(затем учитель-логопед закрывает картинки занавеской и просит по памяти назвать предметы со звуком Р)
Дети:
Сковорода, самовар, кружка, терка, ведро.
Учитель-логопед:
Фил Слухачев благодарит и вручает пробирку со звуком Р.
Дети, куда мы двигаемся дальше, посмотрим маршрутный лист.
(дети двигаются по заданному маршруту в лабораторию №2)
Лаборатория № 2
Учитель-логопед:
сотрудник лаборатории – Марк Определялкин, просит помочь определить местонахождение звука Р, в начале, середине, в конце слова.
(дети на столах выполняют задание со схемами, определяя позицию звука Р в слове выкладывая синего цвета камень, обозначающий твердый звук Р, лексическая тема «Посуда»)
Дети:
В слове – сковорода звук Р в середине слова,
в слове – самовар звук Р в конце слова,
в слове – кружка звук Р в середине слова,
в слове – терка звук Р в середине слова,
в слове – ведро звук Р в середине слова.
Учитель-логопед:
Вы определили позицию звука Р в словах правильно, поэтому сотрудник Марк вручает вам пробирку со звуком Р.
Дети, куда мы двигаемся дальше, посмотрим маршрутный лист.
(дети двигаются по заданному маршруту в лабораторию №3)
Лаборатория № 3
Учитель-логопед:
Сотрудник лаборатории №3 – Карл Внимательный, просит вас найти, лишнее слово. Младший сотрудник Карандаш объяснит вам задание.
(дети садятся за сенсорные парты, педагог вместе с детьми проговаривает слова, а затем дети выполняют задание).
Учитель-логопед:
Правильно выбрали слова с заданным слогом, а почему слово лимон лишнее?
Дети:
В этом слове нет звука Р.
Учитель-логопед:
Сотрудник Карл благодарит вас и, вручает пробирку со звуком Р. Продолжаем движение к следующей лаборатории, согласуем наш маршрут.
Лаборатория № 4
Учитель-логопед:
Вот, мы пришли к лаборатории № 4, здесь работает Джери Глазастый, умнейший сотрудник. Он просит найти слова, которые «спрятались» в других словах.
(работа детей на индивидуальных карточках, дети выполняют задания)
В слове СЫРник «спряталось» слово сыр,
в слове гРОЗА «спряталось» слово роза,
в слове ПАРник «спряталось» слово пар,
в слове паноРАМА «спряталось» слово рама,
в слове РАКушка «спряталось» слово рак,
в слове РЫБАки «спряталось» слово рыба.
(дети находят и называют «спрятанные» слова)
Учитель-логопед:
Отлично, ребятки, задания Джеривыполнили безупречно, он вам вручает пробирку со звуком Р. Куда идем дальше?
(ответы детей, согласованные с маршрутным листом)
Правильно, осталась лаборатория № 5.
Лаборатория № 5
Учитель-логопед:
Стюарт Сочинялкин – любит соединять слова и придумывать новые, особенно те, которые обозначают бытовые приборы.
(дети образуют сложные слова из двух предложенных слов, задание дается в виде ребусов).
Картофель + чистит=картофелечистка,
Кофе+ варит =кофеварка,
Мясо+ рубит = мясорубка.
Учитель-логопед:
Еще одно задание на внимание: хлопните в ладоши, если предложение составлено правильно, но не хлопайте, когда произнесу неправильно составленное предложение.
Картофель чистит картофелечистку.
Кофе варит кофеварку.
На мясорубке перемололи мясо.
Сковородку жарят на картошке.
В ведрах носят воду.
Учитель-логопед:
Молодцы, справились и с этим заданием, Стюарт вручает пробирку со звуком Р.
Учитель-логопед:
Ребята! Куда мы отправляемся дальше?
Дети смотрят маршрутный лист, определяют месторасположение 6 лаборатории.
Перемещаются в лабораторию № 6
Учитель-логопед:
А вот и слова, из которых сотрудники не смогли составить важные словосочетания, из-за отсутствия в них звука Р.
Учитель – логопед предлагает детям достать звук из пробирки и вставить в схему слова.
Дети подставляют звук- букву Р в схему слова и вместе с логопедом читают слово «ФАРФОР».
Учитель-логопед:
Что такое фарфор?
Дети:
-это особая смесь глины, из которой делают керамическую посуду.
Учитель-логопед:
Вот еще слово.
Дети подставляют звук-букву Р в слово и вместе с логопедом читают слово «РОЗЕТКА»
Учитель-логопед:
Что такое розетка?
Ответы детей:
Маленькое углубленное блюдце для варенья, меда.
Учитель-логопед:
Составьте словосочетание из слов ФАРФОР, РОЗЕТКА?
Дети:
Если розетка сделана из фарфора, то она фарфоровая.
Фарфоровая розетка.
Учитель-логопед:
Еще схема слова, в которой нет звука Р. У нас остались еще пробирки со звуком Р? Сколько осталось пробирок со звуком Р?
Дети:
У нас осталось 2 пробирки со звуком Р.
Вставьте, пожалуйста, звук Р в схему слова.
Учитель-логопед:
Дети подставляют звук букву Р в слово и вместе с логопедом читают слово
«ХРУСТАЛЬ»
Учитель-логопед:
Что такое хрусталь?
Дети:
Это особый вид стекла.
Учитель-логопед:
Поставьте, пожалуйста, звук Р в следующую схему слова.
Дети подставляют звук Р в слово и вместе с логопедом читают слово «ГРАФИН».
Учитель-логопед:
Что такое графин?
Дети:
сосуд для воды с тонким горлышком.
Учитель-логопед:
Составьте из слов ГРАФИН и ХРУСТАЛЬ словосочетание.
Дети проговаривают:
Хрустальный графин.
Учитель-логопед:
Как вы думаете, мы помогли сотрудникам составить важные для них словосочетания?
Дети
Да!
Учитель-логопед:
Смогут ли теперь отправить заказ на фабрику посуды? Напомните, какие словосочетания получились
Дети:
Фарфоровая розетка и хрустальный графин.
Сколько лабораторий было? Какие задания вам понравились больше всего? Что была выполнить трудно?
Стук в дверь
Учитель-логопед открывает и видит шарик с пробиркой и запиской.
Учитель-логопед:
Читает:
Спасибо вам друзья! Вы нам очень помогли! Для вас умники и умницы подарок от сотрудников «Лаборатории звука». До скорой встречи!