Елена Валерьевна Талаева
Лаборатория «Почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Лаборатория "Почемучка"
Как появилась идея, создания лаборатории «Почемучки». Все очень просто, любознательность моих деток, подтолкнула меня на поиски ответов на их вопросы. Но простой ответ – это слишком мало для детей, у которых наглядно образное мышление. «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Конфуций.
Публикация «Лаборатория „Почемучки“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Так мы начали творить, эксперементировать. Да, все эти “что” и “почему” – не что иное, как способ познания мира. И этот способ для малыша пока что практически единственный. Это позже он научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации – близкие люди, мама с папой и конечно же мы воспитатели. Сейчас мы для малыша умнее и значимее всех ученых и профессоров вместе взятых. И такое высокое доверие нужно оправдывать! Поэтому наша лаборатория всегда активно сотрудничает с семьей. Дети – существа удивительные, что бы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребенком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами.
Мы «взрослые» легко можем удовлетворить детское любопытство. И малыш будет знать ответ на свой вопрос. Но много ли это знание принесет ему толку? А что если аккуратно поинтересоваться: “А ты сам как думаешь?” Малыш начнет выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: “Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал – и сам нашел ответ!” И не важно совсем, что к этому ответу подвели его вы. Важно то, что ребенок осознает свои возможности, поймет, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться, а если еще провести эксперимент, то пользы в детском понимании будет больше. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию. (область «познание») Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Основная задача ДОУ - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Дети среднего дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ практического освоения действительности.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Экспериментирование, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игра. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
На базе МАДОУ д. с «Колосок» была создана лаборатория «Почемучки», в которой совместно с детьми мы ищем и находим ответы на самые разнообразные вопросы. Темы занятий – экспериментов можно назвать условными, так как в процессе экспериментов и ответов на один вопрос, детская психика рождает еще массу других вопросов, которые не остаются без внимания. Да, порой занятия имеют хаотичный порядок, зато в конце каждого занятия - рождается истина и, дети уходят довольные своими открытиями. В конце каждого занятия мы мастерим, что то новое и интересное, поддающиеся законам физики, что, безусловно нравится детям. Оригинальность, наших поделок вызывает интерес и у родителей, которые с удовольствием интересуются деятельностью лаборатории «Почемучек» и активно помогают в ее оснащении. Совместно с родителями были сшиты костюмы нашим деткам. Переодевание в нашей лаборатории очень значимо и каждый ребенок серьезно относится к своему костюму. Артем, однажды мне сказал: «Елена Валерьевна я похож на настоящего интерна»…
Наша лаборатория оснащена современными технологиями и оригинальными играми, что помогает детям с интересом в игровой форме находить ответы на любые вопросы. Главной звездой и любимцем всех детей является микроскоп, строение которого в первую очередь заинтересовал детей, не одно занятие было просвещенно данной теме.
А, уж исследование «чистоты рук» навсегда сформировало привычку у моих дошкольников, как можно чаще мыть руки.
Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки сложнейших вопросов своим мамам и папам. Любознательных малышей интересует определенно все: из чего состоят животные и растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик, отчего помидор красный, а огурец – зеленый. И именно микроскоп даст возможность найти ответы на многие детские "почему". Куда интереснее не просто послушать мамин рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами. Трудно даже представить, насколько захватывающие картинки можно увидеть в окуляр микроскопа, какие удивительные открытия сделает ваш маленький естествоиспытатель.
Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. У малыша будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Маленький исследователь сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи, увидеть их красоту и уникальность. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.
Кинетический песок заинтересовал не только моих юных почемучек, но в первую очередь меня, так как состав его не известен до сих пор, а благодаря его свойствам мы придумали разнообразные игры. Кинетический песок - это материал, который хорошо держит форму и в то же время обладает высоким показателем сыпучести. Материал, будучи свободно насыпанным, выглядит рыхлым, пушистым. Он приятен на ощупь. Когда материал пересыпается, его частицы под воздействием силы тяготения стремятся разъединиться. Однако связующее вещество в составе песка вытягивается в нити длиной около одного-двух миллиметров, которые почти невидимы глазу. Если песок резко сжать, то объем материала уменьшается в два раза. В результате внешнего воздействия образовывается новая форма, которая сохраняется в течение довольно длительного времени. Благодаря тому что в составе кинетического песка есть специальное силиконовое связующее, которое обволакивает частицы и соединяет их, материал характеризуется одновременно и пористой консистенцией, и хорошей плотностью. Кинетический песок из чего сделан? Состав этого материала достаточно прост: 98% обыкновенного кварцевого песка и 2% силиконового полимера, активно применяющегося в пищевой промышленности. Он же является добавкой Е 900. Этот продукт обладает цветом натурально песка.
Итак, перечислим главные полезные свойства такой игрушки, как кинетический песок. Во-первых, игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики детских ручек. Во-вторых, так как кинетический песок обладает своеобразной текстурой, у детей во время занятия активно развивается тактильная чувствительность. В-третьих, игра в песочнице способствует тому, чтобы у малыша развивалось творческое воображение. В-четвертых, на эмоциональное состояние малыша манипуляции с песком оказывают благотворное влияние. Игра поможет детям раскрыться и приучит к концентрации внимания. Детскими психологами активно используется кинетический песок. - В-пятых, даже в одиночку играть с этим материалом чрезвычайно увлекательно и, главное, полезно. А если заниматься в компании, то это будет способствовать развитию коммуникативных навыков.
Магниты «Магформес» дети часто используют в свободной игровой деятельности. Развивающий потенциал Магформерс поистине безграничен!
Для совсем маленького возраста — это развитие мелкой моторики и создание моделей на плоскости. Для детей постарше — легкое знакомство с объёмными фигурами. Развитие пространственного и абстрактного мышления. Знакомство с азами арифметики и геометрии. Погружение в увлекательный мир 3D-моделирования.