Марина Сичкарук
Конспект НОД по познавательному развитию «Свойства воды» с самоанализом
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Примерная основная общеобразовательная программа
"От рождения до школы» по ред. Н. Е Вераксы
Возрастная группа подготовительная
Тема НОД: «Свойства воды» (Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность)
Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды.
Задачи: Обучающие:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Свойства воды“ с самоанализом» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Самоанализ
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
• ознакомить детей со свойствами воды : отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха, уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни
Развивающие :
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;
• закреплять умение работать с незнакомыми растворами,
• развивать умственные операции : сравнение, обобщение, способность анализировать;
• активизировать и обогащать словарь детей существительными. прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
• стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к воде.
• воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игровая, познавательная, изобразительная, двигательная
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, фотографии, рисунки на тему “Вода”; ведёрко, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие, соломинки для коктейля, различные соки, стакан с молоком; аудиозапись произведения “Золотые рыбки” – Р. Щедрин; листы белой бума-ги, старые зубные щётки, акварель голубая.
Предварительная работа:
Предварительная работа: чтение и заучивание стихов о воде, дожде, облаке, опыты по плотности воды.
Место проведения: группа
Расположение детей:
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Вводная часть (мотивация)
- Обращает внимание детей на то, что когда я пришла в детский сад, увидела на пороге серебряное ведёрко.
- Интересуюсь: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит?
Читаю загадку вслух.
-Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь.)
-Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
-Тем дождик ближе. (Облако.)
-Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка.)
- Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
- Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
- В морях и океанах – вода солёная
- привлекаю детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.
- вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Дети здороваются
Ответы детей
После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками,
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
прикрепляю на фланелеграф карточки с рисунками (ответы на загадки).
Основная часть
. Практическое экспериментирование
-Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
- Свойство 1 : вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. -Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
*-Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду.
- Если у нее вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: “Какая вкусная вода!”, хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная.
Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет
Свойство 2 : вода прозрачна и не имеет собственной формы.
Опыт 4.
-: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую в стакан с молоком.
– Что заметили?
Опыт 5.
- А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму
- Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?
Предлагаю палить воду в резиновую перчатку.
.
Динамическая пауза
“Капельки и тучки”.
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая “капелька” должна занять любую “тучку”. “Капелька”, которой не хватило “Тучки”, испарилась. Игра проводится 2–3 раза.
- Ребята, вы хотите нарисовать море. Мы будем рисовать не кисточками, а зубными щётками.
- Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая
-
Ответы детей
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды : чистая вода прозрачна.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.
. Игра проводится 2–3 раза.
Дети рисуют море (волны).
Вместе с детьми формулирую следующее свойство воды : в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
После каждого опыта вместе с детьми фиксирую ответы в таблице условными обозначениями.
По ходу читаю детям отрывок т стихотворения В. Орлова “Я рисую море” :
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая.
Заключительная часть1
- А пока наши рисунки подсыхают, мы поиграем. Игра называется “ Море волнуется” и ещё раз вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили, чем занимались, что нового узнали.
Далее организую выставку рисунков, анализируем. Ответы детей
Дети анализируют рисунки
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе (Познавательно-исследовательская деятельность.)
Тема: «Свойства воды»
Вашему вниманию было представлено итоговое интегрированное НОД по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе с интеграцией образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, направленое на развитие исследовательских навыков, способствует накоплению у детей конкретных представлений об основных свойствах воды, воспитывает к ней бережное отношение. Использование в образовательном процессе детского экспериментирования позволяет мотивировать детей на познавательную активность, формировать у них качества, необходимые для овладения учебной деятельностью при переходе к школьному обучению.
На НОД присутствовало 14 детей (8 девочек, 6 мальчиков). Уровень развития детей достаточный, взаимоотношения благоприятные, дети дружные.
Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды.
Задачи: Обучающие:
• ознакомить детей со свойствами воды : отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха, уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни
Развивающие :
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;
• закреплять умение работать с незнакомыми растворами,
• развивать умственные операции : сравнение, обобщение, способность анализировать;
• активизировать и обогащать словарь детей существительными. прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
• стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к воде.
• воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Для проведения данной НОД были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения, подготовлен материал: карточки в виде капелек воды с загадками, фотографии, рисунки на тему “Вода”; ведёрко, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие, соломинки для коктейля, различные соки, стакан с молоком; аудиозапись произведения “Золотые рыбки” – Р. Щедрин; листы белой бумаги, старые зубные щётки, акварель голубая.
При выборе темы и материалов я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ.
НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приёмы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
Запланированная НОД состоит из трё х взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной. По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес. Первая часть включает в себя организационный момент: введение в игровую ситуацию (обратила внимание детей на то, что когда пришла в детский сад. увидел на пороге серебряное ведёрко., загадывание загадок и т. д.
Вторую часть строила на использовании групп методов: практическое экспериментирование словесного (беседа), самостоятельное рисование, была проведена динамическая пауза в форме физ. минутки проведена подвижная игра: «Капельки и тучки».
Третья часть - заключительная. для анализа использовала игру "Море волнуется", провела анализ рисунков
Санитарные требования к проведению НОД соответствовали нормам СанПиН. В группе перед НОД была проведена влажная уборка и проветривание. Во время НОД соблюдалась техника безопасности, дети не занимали статического положения, постоянно находились в движении. Деятельность по времени составляла согласно данной возрастной группе (25 минут). Длительность и структура выдержаны, осуществлялось чередование деятельности.
Структура НОД выстроена таким образом, что все её части взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно – образовательному процессу. Для достижения результатов я опиралась на возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы чётко переходили от одного к другому. Применялись различные способы включение детей в образовательный процесс: интонирование речи, игровые ситуации,. Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера (Почему, Какая какие, и т. д.,). В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложении. На протяжении всего времени проведения данной НОД прослеживалась интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (эмоционально откликаться при восприятии музыки, рисование физическое развитие (подвижная игра, социально-коммуникативное развитие (закрепить навыки поведения в общении, самостоятельно выражать доброжелательность) .
Во время НОД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Я старалась быть в позиции «рядом».
Таким образом, цели и задачи, поставленные на НОД – достигнуты.
Я удовлетворена участием детей в НОД. Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач.