Татьяна Колдомасова
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
С элементами экспериментирования
В средней группе
на тему «Свойства воздуха»
Воспитатель: Колдомасова Татьяна Николаевна
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить со свойствами воздуха (невидим, не имеет вкуса и запаха)
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
• способствовать овладению детьми некоторыми способами обнаружения воздуха;
• Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «кляксография»
Развивающие :
• развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
• Способствовать развитию дыхательного аппарата
Воспитательные:
• воспитывать любознательность, желание расширять свой кругозор
• воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Материалы:
Игрушка «Пятачок», пустые пакеты, банки с плотными крышками и вещества с сильным запахом (дольки апельсина, лук, веер, бумага, краски, трубочки.
Предварительная работа:
Игры «Пузырь», «Воздушные шары», чтение художественной литературы: «Ветер-ветерок» О. Дриз, «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, рисование деревьев в ветреную погоду, изготовление вертушек, бумажных самолётов, наблюдение на прогулках за направлением и силой ветра.
Ход занятия
Психологический настрой.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель говорит детям о том, что только что она встретила на улице Пятачка, который был очень расстроен и теперь он пришёл к ребятам за помощью.
- Что у тебя случилось, Пятачок?
Пятачок рассказывает ребятам о том, что у него лопнул воздушный шарик, и он не понимает, почему был такой хлопок и почему шарик стал таким маленьким. Что было в его шарике?
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы пятачка. Дети высказывают своё мнение и делают совместный вывод о том, что в шарике был воздух, и он оттуда вылетел.
Пятачок: А что же такое воздух? Куда он вылетел и почему я его не видел?
Воспитатель предлагает обнаружить воздух при помощи пакета.
ОПЫТ 1. Обнаружение воздуха при помощи пакета.
Воспитатель показывает детям пустой пакет, поворачивает его со всех сторон, складывает в несколько раз, взмахивает пакетом, ловит воздух, закручивает пакет.
Воспитатель: Что вы скажете? И теперь пакет пустой? (дает потрогать детям и Пятачку надутый пакет). Почему пакет стал похож на подушку? (подводит высказывания детей к тому, что в пакете воздух)
Воспитатель прокалывает тонкой палочкой пакет и подносит к каждому из детей, давая тем самым почувствовать на своей щёчке струю воздуха. Предлагает детям самим проделать такой опыт.
Воспитатель: Расскажите о своих ощущениях. Как вы почувствовали воздух? (дети рассказывают, что чувствовали холодок, ветерок, воздух). Делают совместный вывод о том, что воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, воздух имеет вкус и запах? (высказывания детей)
Воспитатель. Вы, верно, сказали: воздух действительно не имеет запаха и вкуса. А сейчас, я хочу вас познакомить ещё с одним свойством воздуха
ОПЫТ 2. На столах стоят баночки с продуктами (апельсином, луком) закрытые плотно крышками. Воспитатель берет баночки, поочерёдно открывает крышки и предлагает понюхать воздух, а в сторону тех, кто находится подальше от баночек, предлагает помахать веером.
- Что вы почувствовали? Какие запахи?
( Ответы детей: пахнет, луком, апельсином.)
Воспитатель. Запах апельсина смешался с воздухом. Каким стал воздух? (апельсиновым)
Значит, запах продуктов передаётся по воздуху.
-Скажите ещё раз: воздух имеет запах? (Нет) Как же мы чувствуем запахи? (Они передаются воздухом, и мы их чувствуем.)
Воспитатель: воздух находится везде : и в группе, и у вас дома, и на улице. А везде ли воздух одинаково тёплый? Что же заставляет воздух нагреваться в природе? (Ответы детей)
-Конечно, это солнышко.
Физкультминутка
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Воспитатель предлагает детям нарисовать солнышко, используя помощь воздуха.
Рисование методом «кляксография», выдувание через трубочку.
На лист наливается кружок жёлтой краски, дети дуют на капли, управляя их движением. В результате получаются лучики разной длины.
Воспитатель: Вот какие замечательные солнышки у нас получились, а воздух помогал нам двигать капельки с краской.
Пятачок благодарит ребят за то, что они помогли ему понять, что такое воздух, дети дарят ему на память солнышко.
Воспитатель:
-Ребята, что нового вы узнали о воздухе?
- А можем мы прожить без воздуха? Можно без него дышать? (самостоятельные выводы детей)
Воспитатель: Хотите еще поиграть с воздухом? Тогда пойдем одеваться на улицу, возьмем с собой вертушки и будем играть.