МААМ-картинки

Конспект занятия в рамках ТРИЗ технологии «Метод маленьких человечков»

лавренчук ирина
Конспект занятия в рамках ТРИЗ технологии «Метод маленьких человечков»

Цель: дети назовут вещество, ориентируясь на модель, экспериментальным путем определят свойства твердых, жидких и газообразных веществ. Программные задачи:

1. Познакомить детей с методом маленьких человечков (ММЧ, дать представление о том, что в разных веществах человечки ведут себя по - разному.

2. Продолжать формировать умение опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ.

3. Развивть познавательный интерес.

4. Воспитывать внимательность.

Публикация «Конспект занятия в рамках ТРИЗ технологии „Метод маленьких человечков“» размещена в разделах

Методы и приемы : ММЧ, игровой, практический, наглядный, словесный, дидактическое упражнение «Узнай вещество», мозговой штурм.

Материалы к занятию :

- плоскостные изображения моделей «маленькие человечки», характеризующие такие вещества как: вода, молоко, воздух, дерево, туман, камень, сок, карамель, дым;

- стаканчики с водой, деревянный брусок, кусочек пластмассы, пластмассовая палочка, пустой полиэтиленовый пакет небольшого размера (все оборудование готовится на каждого ребенка)

Ход ННОД:

Организационный момент:

В гости к детям приходит волшебник Физикус.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел волшебник Физикус.

Он принес вот такие карточки и хочет вам рассказать сказку про них. Слушайте внимательно.

Основная часть.

Волшебник Физикус рассказывает детям сказку.

Жили-были маленькие человечки, и отправились они гулять по белу свету. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает. " Так они и сделали.

Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. Посмотрите, какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево",- говорили все вокруг. Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода.

Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями",- сказали человечки.

А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка волшебника Физикуса? А волшебник хочет узнать, кто был внимательным.

- Что случилось с маленькими человечками, когда они крепко взялись за руки?

- Почему маленькими человечки превратились в жидкость?

- Почему маленькими человечки превратились в дым, воздух?

Воспитатель (обобщает) : Так теперь и живут маленькие человечки :

В твердых веществах они крепко держатся за руки, и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.

В жидкостях они стоят рядом друг с другом. Эта связь непрочная, их можно разъединить (например, перелить воду)

В газообразных веществах они бегают и прыгают. Они могут жить в различных запахах, пузырьках.

Воспитатель: Волшебник Физикус приглашает нас в страну, в которой живут маленькие человечки. Нас ждут интересные игры и задания. Чтобы их выполнить, надо быть очень внимательными. Закрывайте глаза. Вокруг себя повернитесь, в стране маленьких человечков очутитесь.

Первый город, в котором мы очутились – это город «Твёрдых человечков»

Игра «Назови твёрдое» (игра с мячом)

Правило игры: назвать различные твёрдые предметы. Только важно помнить, что твердое-то то, что не жидкое.

Задание - эксперимент «Где какие маленькие человечки живут

Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок, камень, кусочек пластмассы.

Дети: это сделать невозможно!

Воспитатель: Почему?

Воспитатель: Значит, во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества, какие? (твердые)

-Ну что, мы побывали в городе твёрдых человечков, теперь оправляемся дальше.

Вот мы с вами прибыли в город «Жидких человечков»

Давайте дорогие друзья поближе познакомимся с жидкими человечками. Кто же они такие? В этом городе человечки ведут себя по-разному, в разные времена года. Зимой они превращаются в лёд «человечки крепко держатся за руки. Когда наступает весна, становится тепло, они опускают руки, перестают держаться, и превращаются в жидкость. Это «жидкие человечки», которые легко могут перемещаться.

Воспитатель: Что бывает жидким?

Дети: вода, сок, компот, кефир.

Воспитатель: Что же умеют делать жидкие человечки?

Дети: течь, капать, переливаться, разливаться

Воспитатель: Маленькие человечки этого города предлагают нам поиграть в игру «Замри».

Игра «Замри»

Правила: дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал (бубном или колокольчиком, они превращаются в «ледяных», т. е. должны замереть – «замерзнуть», повторный сигнал – «растаяли»).

Задание - эксперимент

Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике.

Дети: палочка легко проходит через воду.

Воспитатель: Значит, здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели воду! Во всех этих веществах живут жидкие человечки, и такие вещества называются - жидкими.

Воспитатель: Давайте теперь оправимся в город «Газообразных человечков»

Газообразных человечков можно почувствовать, если подуть на ладошку. Эти «человечки» очень подвижны, они могут бегать в воздухе в разные стороны, кто куда захочет. Воздух состоит их «человечков газа».

Некоторых «газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден.

Воспитатель: Жители того города очень любят двигаться, давайте и мы с вами поиграем.

Подвижная игра «Маленькие человечки»

Воспитатель говорит:

камень - дети берутся за руки,

сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями,

воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

Задание – эксперимент.

Где нам взять, например, дым или воздух?

Дети: воздух вокруг нас

Воспитатель: Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в пакете появилось?

Дети: пакет надувается, как шарик.

Воспитатель: Да ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

Воспитатель: Ребята волшебник Физикус вам хочет показать карточки, чтобы вы узнали какое вещество изображено.

Дидактическое упражнение «Узнай вещество»

Воспитатель показывает детям модели различных маленьких человечков - задача детей - узнать о каком веществе идет речь.

Заключительная часть занятия. Мозговой штурм.

Воспитатель: Кто к нам приходил в гости? С чем он вас познакомил? Где живут маленькие человечки? (во всех веществах). Как ведут себя человечки в твердых веществах? А в жидких? Как ведут себя маленькие человечки в воздухе? О чем вы бы хотели узнать у волшебника Физикуса?

Воспитатель показывает детям модели различных маленьких человечков - задача детей - узнать о каком веществе идет речь.

Публикации по теме:

Использование метода «Маленьких человечков» в работе с детьми В игре у детей у детей складывается символическая (знаковая функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей.

Конспект музыкального интегрированного занятия с элементами фольклора и ТРИЗ-технологии «Масленица» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ Габишевский детский сад «Одуванчик» Лаишевского муниципального района.

Конспект музыкального интегрированного занятия с элементами фольклора и ТРИЗ-технологии «Рождественские колядки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ Габишевский детский сад «Одуванчик» Лаишевского муниципального района.

«Маша и медведь». Конспект занятия по развитию речи с использованием современной образовательной технологии ТРИЗ Жураева Мадина Конспект занятия по развитию речи с использованием современной образовательной технологии «ТРИЗ» с детьми средней группы.

Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ технологии «Советы веселому Колобку» Программное содержание. Развивать творческое воображение детей в речевой и изобразительной деятельности, на основе элементов ТРИЗ. Продолжать.

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ «Снег» Интеграция областей: "Социализация", "Коммуникация", "Познание", "Художественное творчество", "Безопасность" Цели: продолжать расширять.

Консультация для педагогов по ТРИЗ «Метод маленьких человечков» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование ММЧ (метод маленьких человечков) в работе с детьми. Подготовила и провела Калинина Евгения Анатольевна.

Конспект НОД с использованием кейс-технологии и технологии ТРИЗ «Помогаем Маше» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области Конспект НОД.

План-конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ Возрастная группа: подготовительная. Тема: Зимующие птицы Область: Речевое развитие Цель: Создание условий для активизации словаря по теме.

Конспект занятия «Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зима» для подготовительной группы Конспект НОД Тема: Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зима» (подготовительная группа компенсирующей направленности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в рамках ТРИЗ технологии «Метод маленьких человечков»
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 04:36
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД