лавренчук ирина
Конспект занятия в рамках ТРИЗ технологии «Метод маленьких человечков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дети назовут вещество, ориентируясь на модель, экспериментальным путем определят свойства твердых, жидких и газообразных веществ. Программные задачи:
1. Познакомить детей с методом маленьких человечков (ММЧ, дать представление о том, что в разных веществах человечки ведут себя по - разному.
2. Продолжать формировать умение опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ.
3. Развивть познавательный интерес.
4. Воспитывать внимательность.
Публикация «Конспект занятия в рамках ТРИЗ технологии „Метод маленьких человечков“» размещена в разделах
Методы и приемы : ММЧ, игровой, практический, наглядный, словесный, дидактическое упражнение «Узнай вещество», мозговой штурм.
Материалы к занятию :
- плоскостные изображения моделей «маленькие человечки», характеризующие такие вещества как: вода, молоко, воздух, дерево, туман, камень, сок, карамель, дым;
- стаканчики с водой, деревянный брусок, кусочек пластмассы, пластмассовая палочка, пустой полиэтиленовый пакет небольшого размера (все оборудование готовится на каждого ребенка)
Ход ННОД:
Организационный момент:
В гости к детям приходит волшебник Физикус.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел волшебник Физикус.
Он принес вот такие карточки и хочет вам рассказать сказку про них. Слушайте внимательно.
Основная часть.
Волшебник Физикус рассказывает детям сказку.
Жили-были маленькие человечки, и отправились они гулять по белу свету. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает. " Так они и сделали.
Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. Посмотрите, какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево",- говорили все вокруг. Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода.
Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями",- сказали человечки.
А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка волшебника Физикуса? А волшебник хочет узнать, кто был внимательным.
- Что случилось с маленькими человечками, когда они крепко взялись за руки?
- Почему маленькими человечки превратились в жидкость?
- Почему маленькими человечки превратились в дым, воздух?
Воспитатель (обобщает) : Так теперь и живут маленькие человечки :
В твердых веществах они крепко держатся за руки, и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.
В жидкостях они стоят рядом друг с другом. Эта связь непрочная, их можно разъединить (например, перелить воду)
В газообразных веществах они бегают и прыгают. Они могут жить в различных запахах, пузырьках.
Воспитатель: Волшебник Физикус приглашает нас в страну, в которой живут маленькие человечки. Нас ждут интересные игры и задания. Чтобы их выполнить, надо быть очень внимательными. Закрывайте глаза. Вокруг себя повернитесь, в стране маленьких человечков очутитесь.
Первый город, в котором мы очутились – это город «Твёрдых человечков»
Игра «Назови твёрдое» (игра с мячом)
Правило игры: назвать различные твёрдые предметы. Только важно помнить, что твердое-то то, что не жидкое.
Задание - эксперимент «Где какие маленькие человечки живут?»
Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок, камень, кусочек пластмассы.
Дети: это сделать невозможно!
Воспитатель: Почему?
Воспитатель: Значит, во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества, какие? (твердые)
-Ну что, мы побывали в городе твёрдых человечков, теперь оправляемся дальше.
Вот мы с вами прибыли в город «Жидких человечков»
Давайте дорогие друзья поближе познакомимся с жидкими человечками. Кто же они такие? В этом городе человечки ведут себя по-разному, в разные времена года. Зимой они превращаются в лёд «человечки крепко держатся за руки. Когда наступает весна, становится тепло, они опускают руки, перестают держаться, и превращаются в жидкость. Это «жидкие человечки», которые легко могут перемещаться.
Воспитатель: Что бывает жидким?
Дети: вода, сок, компот, кефир.
Воспитатель: Что же умеют делать жидкие человечки?
Дети: течь, капать, переливаться, разливаться
Воспитатель: Маленькие человечки этого города предлагают нам поиграть в игру «Замри».
Игра «Замри»
Правила: дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал (бубном или колокольчиком, они превращаются в «ледяных», т. е. должны замереть – «замерзнуть», повторный сигнал – «растаяли»).
Задание - эксперимент
Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике.
Дети: палочка легко проходит через воду.
Воспитатель: Значит, здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели воду! Во всех этих веществах живут жидкие человечки, и такие вещества называются - жидкими.
Воспитатель: Давайте теперь оправимся в город «Газообразных человечков»
Газообразных человечков можно почувствовать, если подуть на ладошку. Эти «человечки» очень подвижны, они могут бегать в воздухе в разные стороны, кто куда захочет. Воздух состоит их «человечков газа».
Некоторых «газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден.
Воспитатель: Жители того города очень любят двигаться, давайте и мы с вами поиграем.
Подвижная игра «Маленькие человечки»
Воспитатель говорит:
камень - дети берутся за руки,
сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями,
воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.
Задание – эксперимент.
Где нам взять, например, дым или воздух?
Дети: воздух вокруг нас
Воспитатель: Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмите пакет. Он пустой? А сейчас, возьмите пакет за верхние уголки и попробуйте его закручивать. Ой, а что же это у нас в пакете появилось?
Дети: пакет надувается, как шарик.
Воспитатель: Да ребята, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!
Воспитатель: Ребята волшебник Физикус вам хочет показать карточки, чтобы вы узнали какое вещество изображено.
Дидактическое упражнение «Узнай вещество»
Воспитатель показывает детям модели различных маленьких человечков - задача детей - узнать о каком веществе идет речь.
Заключительная часть занятия. Мозговой штурм.
Воспитатель: Кто к нам приходил в гости? С чем он вас познакомил? Где живут маленькие человечки? (во всех веществах). Как ведут себя человечки в твердых веществах? А в жидких? Как ведут себя маленькие человечки в воздухе? О чем вы бы хотели узнать у волшебника Физикуса?
Воспитатель показывает детям модели различных маленьких человечков - задача детей - узнать о каком веществе идет речь.