Татьяна Тулисова
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ «Лес-наше богатство» для детей старшей групы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ на тему «Лес – наше богатство» для детей старшей группы.
Цель:
Закрепить знания о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.
Задачи:
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
Образовательные: формировать представление о роли леса в жизни человека; уточнить знания о разновидностях лесов; сформировать обобщающие понятия «хвойные» и «лиственные» деревья; закрепить их отличительные особенности. Закрепление деления деревьев на хвойные и лиственные.
Развивающие: развивать связную речь, умение общаться, обобщать, делать выводы; развивать умение чётко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения. ; активизировать словарь (ельник, сосновый бор, сосняк, березовая роща или березняк, осинник); развивать умение образовывать прилагательные от существительных: ель – еловая, сосна – сосновая; развитие воображения и творческого мышления; отработка понятия «хвоя» и «листва».
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений; бережное отношение к «зеленому другу»; формировать умение заботливого отношения к природе.
Воспитывать интерес к классической музыке. Поддерживать двигательную активность.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Рассматривание картин И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень»; беседы по иллюстрациям с изображением деревьев во все времена года. Прослушивание музыкальных произведении Грига, Шопена, Бизе, Шумана, Чайковского из музыкальной программы «Малыш в лесу». Чтение стихов, рассказов о лесе, загадывание загадок. Экскурсия детей с родителями в лес. Сбор природного материала.
Материал:
Звукозапись звуков леса. Иллюстрации деревьев.
Логика образовательной деятельности:
Дети произвольно садятся на ковер, начинает звучать музыка. Сегодня мы с вами отправимся в лес.
Воспитатель: Мы попали в лес. Что вы услышали?
Ответы детей.
Воспитатель: (Загадывает загадку о лесе).
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Ребята, а что такое лес?
(Выслушивает ответы детей). Конечно, лес - это не только много деревьев. Это и кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери.
Ребёнок читает стихотворение.
«В лесу».
Мы летом в лесу
Собирали малину,
И доверху каждый
Наполнил корзину.
Мы лесу кричали
Все хором: «Спасибо!»
И лес отвечал нам:
«Спасибо! Спасибо!»
Потом вдруг качнулся,
Вздохнул и … молчок.
Наверно, у леса
Устал язычок.
(М. Файзуллина)
Воспитатель: (Беседа по теме с использованием ИКТ). Ребята, лес прекрасен в любое время года, а как узнать, что этот лес весенний.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, правильно, на деревьях ещё нет листьев, но почки набухли. Тает снег, бегут ручьи, появились протралены. Прилетают с юга птицы.
Воспитатель: А кто из Вас бывал в осеннем лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот посмотрите. Как красиво! Ребята, какие признаки осени вы знаете?
Воспитатель: Правильно, листья на деревьях опадают, становится холодно, солнце не греет, небо закрыто облаками, погода пасмурная, идёт моросящий дождь и птицы улетают в теплые края.
Проводится викторина «Путешествуем в лесу».
Воспитатель: На какие две большие группы можно разделить все деревья в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие деревья растут в хвойном лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК. Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
Воспитатель: Для чего дереву листья?
Ответы детей.
Воспитатель: У каких деревьев плоды или семена?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто живет на дереве?
Ответы детей.
Воспитатель: (загадывает загадку):
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Ответы детей.
Воспитатель: Докажите, что вы дали правильный ответ.
Дети: Весной дерево цветёт, радует нас своей красотой. Летом в тени дерева прохладно. Осенью на многих деревьях поспевают плоды (яблоки, груши, сливы). Зимой в деревянном доме тепло, дровами топят печь.
Воспитатель: Назовите части дерева. Как оно растет?
Воспитатель: Молодцы, ствол дерева: внизу толстый, вверху тоньше, покрыт корой. От ствола идут ветки, на них иголки или листья, в плодах семена. Корни находятся глубоко в земле, их не видно.
Давайте отдохнем.
Физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли».
Мы к лесной лужайке вышли, (ходьба на месте)
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, (прыжки на месте)
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал - (хлопки в ладоши)
Не споткнулся, не упал.
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадки (показ иллюстраций).
У какого дерева на упругих ветках появились осенью колобки в беретках?
Ответы детей.
Воспитатель: В каждый дом, под Новый год это деревце придет Зеленое и колкое оно зовется?
Ответы детей.
Воспитатель: Развесила бабуся оранжевые бусы, прилетели свиристели, все бусы съели.
Ответы детей.
Воспитатель: Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки.
Ответы детей.
Воспитатель: Береза - щедрое и доброе дерево. Но русская береза красива в любое время года!
Чтение стихотворения «Люблю берёзку русскую».
(Автор: А. Прокофьев)
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
Воспитатель: Лес нам дарит удивительную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, целебные травы, чистый воздух, плоды. Ребята, а кому нужны деревья в лесу?
(Приложение 1).
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, назовите значение леса для человека. Посмотрите внимательно на картину и расскажите, зачем лес нужен людям. (Приложение 2).
Ответы детей.
Игра «Лесной платочек».
Дети сидят на ковре. Перед детьми лежат шишки ели и сосны, семена клена и ясеня, желуди, накрытые платком. Педагог предлагает детям приложить ладошку под платочком и определить на ощупь: «Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное?», «Что это?»
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мы с вами поиграли, теперь давайте поговорим о правилах поведения в природе. (Приложение 3).
Ответы детей.
Воспитатель: Ребятки, а теперь попрощаемся с лесом:
До свиданья, лес прекрасный!
Мы дружить с тобою будем,
Никогда ты не грусти
И расти на радость нам!
И улыбки всем дари!