Елена Шульгина
Конспект занятия по изучению истории и культуры России «Культура и традиции русского народа» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать развитию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с русскими семейными традициями и устоями;
- закрепить знания о русской матрёшке;
- тренировать навыки нахождения отличий на иллюстрациях.
Развивающие:
- развивать у детей память, внимание, мышление, воображение;
- развивать познавательный интерес;
- развивать самостоятельность и инициативу;
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувства любви к родине.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Оборудование и материалы: деревянные ложки, макет русской печи, иллюстрация женщина и мужчина в народных костюмах (прил. 1, изображения матрешек, отличающихся между собой.
Демонстрационный: матрёшка.
Этап 1.
Под русскую народную музыку в русском сарафане входит воспитатель с караваем на рушнике, кланяется.
«Пышным круглым караваем, дорогих ребят встречаю, с белоснежным рушником, он на блюде расписном, караваем угощаю, мира и добра желаю». Приглашаю в гости, в Русскую избу и расскажу вам что-то интересное. (приложение 1)
Воспитатель: ребята, раньше в старину русские люди встречали дорогих гостей караваем. Пекли каравай в печи, замешивая тесто в кадушке, и угощали гостей за деревянным столом, в русской избе. Посмотрите, а вот и Русская печь. Она была центром дома помогала готовить еду, согревала жильцов.
(педагог демонстрирует иллюстрации «Русская изба»). Одежда на Руси была очень простая и удобная. Женщины ходили в сарафанах, мужчины в рубахах и портках. (приложение 2)
Этап 2.
- Россия всегда отличалась талантливыми и одаренными людьми, которые сочиняли сказки. Ребята, а вы любите сказки? Какие русские народные сказки, вы знаете?
Дидактическая игра: «Угадай сказку». (Педагог демонстрирует иллюстрации р. н. сказок). А какой герой приезжал к царю на печи?
Дети: Емеля
Воспитатель: замечательно, все сказки угадали. А еще русский народ сочинял самые красивые песни и хороводы, любил играть на деревянных ложках. Подходите, ложки расписные скорее берите. Какой уникальный оркестр Ложкарей у нас получился.
Этап 3
Воспитатель: ребята, у русского народа есть свои традиции, традиция, это то – что передается от поколения, поколению, от бабушки к внукам. Русские люди имеют традиционные праздники Рождество, Новый год, Крещение, Колядки которые отмечаются и в наше время, а любимой забавой были катание на лошадях с бубенцами. Сохранились и такие праздники как «Пасха», «Масленица. (приложение 3)
Любил русский народ веселые, зажигательные игры. Приглашаю поиграть, свою смелость показать.
Физкультминутка.
«Скок - поскок» Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя «хвостик».
Скок – скок, поскок,
Молодой дроздок.
Продвигаются вперед прыжками.
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Идут мягким шагом.
Молодиченька
Невеличенька.
Сужают круг.
Сама с вершок,
Присаживаются.
Голова с горшок.
Расширяют круг бодрым шагом. Кланяются
Этап 3.
Воспитатель: отлично поиграли. Приглашаю вас всех на полянку, где расскажу вам еще про одну традицию русских людей, украшение собственного дома. Люди занимались разными ремёслами: расписывали глиняную посуду, деревянные бытовые вещи и игрушки для детей, украшали свою одежду. Посмотрите, вы узнаёте? (Педагог демонстрирует матрёшку).
Дети: Да, это матрёшка.
Воспитатель: Матрешка –традиционная русская деревянная игрушка. А какая особенность у этой куклы?
Дети: Внутри у неё несколько похожих куколок.
Воспитатель: Вы абсолютно правы. Матрёшки, как правило, делают похожими. Их наряды одинаково украшены, используются одинаковые цвета. Но, не смотря на это, они всё равно получаются чуть-чуть разными, ведь это ручная работа! Посмотрите на эти матрёшки. (приложение 4) Найдите и пометьте, чем они отличаются. (Дети ищут отличия).
Этап 4.
Воспитатель: А теперь раскрасим матрёшек. Присаживайтесь за столы.
(Дети раскрашивают матрёшек).
Воспитатель: Солнышки, благодарю вас за активность и отличную работу. Какие красивые получились у вас матрешки. Пусть они останутся у вас на память, можете кому ни будь подарить.
Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, помашите ручками над головой. Если не понравилось, потопайте ножками. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. А сейчас наведём порядок на столах и немного поиграем.